Телеграм Канал профсоюзов Республики Бурятии

Подписывайтесь и первыми и узнавайте новости профсоюзной жизни!
Пресс-служба ООП РБ



ПРОФСОЮЗ ПОЗДРАВЛЯЕТ!




Новости БРО профсоюза работников культуры. Выступление Председателя Общероссийского профсоюза работников культуры С. Н. Цыгановой на Всероссийской научно – практической конференции «Детская школа искусств – 2022: образование, управление, развитие»

23 декабря 2022

Новости БРО профсоюза работников культуры. Выступление Председателя Общероссийского профсоюза работников культуры С. Н. Цыгановой на  Всероссийской научно – практической конференции «Детская школа искусств – 2022: образование, управление, развитие» . 9 декабря  2022г. Санкт – Петербург (в режиме ВКС)

 

Тема: О взаимодействии Департамента региональной политики, образования и проектного управления Министерства культуры РФ                           с  Профсоюзом по подготовке пилотной апробации единых требований к оплате труда педагогических работников

 

 

 

Уважаемые участники Всероссийской научно – практической конференции «Детская школа искусств – 2022:образование, управление, развитие»

 

 

Позвольте поблагодарить организаторов: Комитет по культуре Санкт – Петербурга и руководство ДШИ имени  М. И. Глинки  за возможность участия в работе Конференции.

 

Коротко о инициативах и мероприятиях Профсоюза за прошедший период в части защиты социально – трудовых прав работников ДШИ.

 

Во исполнение поручения Правительства РФ Минпросвещением России подготовлен проект постановления Правительства РФ от 9 сентября 2021 г. «О реализации пилотного проекта в целях утверждения требований к системе оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных учреждений системы образования». 

 

Минпросвещения России проведен мониторинг структуры, размеров и особенностей начисления заработной платы (за сентябрь-ноябрь 2021 года) порядка 5000 педагогических работников по 27 педагогическим должностям в 152 государственных и муниципальных организациях всех уровней образования (кроме высшего) в шести субъектах Российской Федерации (Республика Мордовия, Белгородская, Кировская, Нижегородская, Сахалинская и Ярославская области), определенных в качестве пилотных регионов по согласованию с государственными органами субъектов РФ.

Для проведения пилотной апробации были определены следующие подходы к системе оплаты труда:

-единый для всех пилотных организаций порядок формирования ставки заработной платы педагогических работников;

-при определении размера ставки заработной платы (должностного оклада) педагогических работников в качестве расчетного показателя используется величина, равная МРОТ;

- расчет размеров ставки заработной платы (должностного оклада) педагогических работников осуществляется в зависимости от квалификационных уровней профессиональной квалификационной группы должностей педагогических работников, при использовании коэффициентов сложности, установленных в определенном диапазоне, а также дополнительно коэффициента региональной экономической дифференциации по каждому квалификационному уровню.

Предусмотрено также применение перечня обязательных выплат компенсационного и стимулирующего характера и единых подходов к их назначению.

Учитывая, что Отраслевой  профсоюз (Общероссийский Профсоюз образования) не поддержал обсуждавшиеся в аппарате Правительства РФ первоначальные варианты проведения пилотной апробации единых требований к оплате труда педагогических работников в реальном формате в условиях включения в этот проект лишь нескольких десятков учреждений и предполагавшегося введения новых условий оплаты труда только в пределах сложившегося фонда оплаты труда в этих учреждениях, позиция Профсоюза была принята во внимание. Наш Профсоюз поддержал позицию.

 

К сожалению, рассмотренный и одобренный рабочей группой РТК  проект постановления Правительства Российской Федерации        «О реализации пилотного проекта в целях утверждения требований к системе оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных учреждений системы образования» до настоящего времени не утвержден, его реализация отложена на более поздний срок.

 

Профсоюзом работников культуры совместно с профильным Департаментом Минкультуры России создана Межведомственная рабочая группа по вопросам деятельности организаций дополнительного образования в сфере культуры, в том числе в области оплаты труда.

 

Заседания Межведомственной группы проходят на регулярной основе в режиме ВКС. Для подготовки предложений по параметрам системы оплаты труда педагогических работников дополнительного образования организован мониторинг состояния заработной платы преподавателей ДШИ в субъектах РФ.

 

           В мониторинге приняли участие 73 из 79 региональных организаций Профсоюза.

 

Мониторинг показывает:

 

Средняя заработная плата педагогических работников организаций дополнительного образования детей, за 9 месяцев 2022 года по сравнению с 2021 годом выросла  на 8, 8 % и составила 45612 руб.

 

Наибольший уровень увеличения средней заработной платы (свыше 15%) установлен в 6 субъектах РФ: в Брянской, Орловской, Тамбовской областях, Республиках Адыгея и Саха (Якутия).

 

Снижение уровня средней заработной платы произошло в 2 субъектах РФ: Псковской области (-2,6% /-841 руб./) и Республике Ингушетия (-3,6% /-847 руб./).

 

 Не выполнили «майские указы» Президента РФ 8 субъектов РФ:

Республика Алтай (94,9%), Калининградская область (94,3%), Ханты-Мансийский автономный округ (94,3%), Республика Дагестан (94,0%), Республика Ингушетия (91,8%), Республика Тыва (90,3%), Республика Хакасия (89,4%), Республика Калмыкия (89,3%).

 

Согласно результатам мониторинга на установление окладов (ставок) заработной платы в соответствии с требованиями Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год (п.36) направлялось не менее 70% фонда оплаты труда организаций в 19 субъектах Российской Федерации.

 

1.      Краснодарский край – 90%.

2.      Республика Дагестан – 90%.

3.      Волгоградская область – 80 – 90%.

4.      Сахалинская область – 78,8-87% (в отдельных муниципальных образованиях).

5.      Ульяновская область – 83,9%.

6.      Белгородская область -80% (в отдельных муниципальных образованиях).

7.      Орловская область – 75-90%.

8.      Саратовская область – 76%.

9.      Самарская область – 75% (г.о. Самара).

10. Ярославская область – 73,5%.

11. Республика Марий Эл – 70,3%.

12. Вологодская область – 70,21%.

13. Мурманская область – 70%.

14. Приморский край – 70%.

15. Нижегородская область – 70% (в отдельных муниципальных образованиях).

16. Смоленская область – 70% (в государственных учреждениях).

17. Архангельская область – 70%.

18. Чеченская Республика – 70% (в отдельных муниципальных образованиях).

19. Карачаево-Черкесская Республика – 70% (в отдельных муниципальных образованиях).

 

        Низкая доля окладов (ставок) в структуре заработной платы (менее 40%) установлена в 12 субъектах Российской Федерации (с Перечнем субъектов можно ознакомиться в региональных организациях отраслевого Профсоюза и на сайте Профсоюза).

 

1.      Республика Бурятия – 38,2%.

2.      Республика Башкортостан – 35% (в отдельных муниципальных образованиях).

3.      Иркутская область – 35% (в отдельных муниципальных образованиях).

4.      Тульская область – 30-40%.

5.      Тверская область – 30%.

6.      Республика Алтай – 30%.

7.      Забайкальский край – 30%.

8.      Курганская область – 26%.

9.      Калужская область – 25%.

10. Карачаево-Черкесская Республика – 25% (в отдельных муниципальных образованиях).

11. Ростовская область – 23,8%.

12. Белгородская область – 20% (в отдельных муниципальных образованиях).

 

Мониторинг показал, что в рамках одного субъекта РФ в структуре заработной платы преподавателей ДШИ устанавливается разное процентное соотношение доли окладной части, стимулирующих и компенсационных выплат, что свидетельствует об отсутствии единых подходов к их определению.

По данным мониторинга индексация заработной платы работников ДШИ в 2021 году была проведена в 31 субъекте РФ, в 1 полугодии 2022 года – в 24 субъектах РФ.

            Коэффициент индексации заработной платы в государственных и муниципальных образовательных организациях дополнительного образования субъектов РФ зависит от экономического положения соответствующего региона. Его размер составил:

в 2021 году - от 1,5% до 13,4%. (1 полугодии 2022 года – от 4% до 11,2%).

 

         Выводы по итогам мониторинга:

 

1.                Значительная межрегиональная дифференциация заработных плат педагогических работников образовательных организаций дополнительного образования детей в сфере культуры.

2.                Необоснованная дифференциация в оплате труда педагогических работников ДШИ в рамках одного субъекта РФ.

3.                Низкая доля окладов в структуре заработной платы в ряде субъектов РФ, оклады ниже МРОТа.

4.                Отсутствие единых подходов к определению размеров ставок заработной платы (должностных окладов), их доли в структуре заработной платы. Разные размеры окладов по одинаковым должностям педагогических работников в образовательных организациях дополнительного образования одного субъекта РФ.

5.                Отсутствие единых подходов к определению наименования выплат стимулирующего и компенсационного характера, их размерам и условиям назначения.

6.                Непрозрачность системы оплаты труда (большое количество доплат и надбавок, непонятные механизмы определения таких выплат).

7.                Выполнение «майских указов» Президента РФ в части доведения средней заработной платы педагогических работников ДШИ до уровня средней заработной платы учителей в субъекте РФ осуществляется исключительно за счет увеличения педагогической нагрузки (от 1,5 и более ставок).

 

Мониторинг доказывает необходимость ускорения организационных мероприятий по подготовке пилотного проекта в целях утверждения требований к системам оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных учреждений сферы образования.

 

Одновременно мониторинг показал, что в реализации программы «Пушкинская карта» участвуют образовательные организации дополнительного образования детей в сфере культуры в 21 субъекте Российской Федерации.

 

Вместе с тем, участие детских школ искусств в указанной программе сопряжено с рядом проблем правого, материально-технического и иного характера. 

 

1.                      Правовая проблема.

         В соответствии с постановлением Правительства РФ мероприятия по программе «Пушкинская карта», включенные в реестр мероприятий на платформе «ПРО. Культура РФ», проводятся организациями культуры на платной основе.

 

         Детские школы искусств могут осуществлять приносящую доход творческую и просветительскую деятельность (проведение выставок, исполнение концертных программ, постановка спектаклей, созданных в рамках образовательного процесса) в рамках федеральных целевых, региональных и ведомственных программ, распространять и реализовывать входные билеты на посещение проводимых школой мероприятий только в случае, если такая деятельность предусмотрена их уставами.

 

         Если в уставе школы такая возможность не закреплена, то условием участия ДШИ в реализации программы «Пушкинская карта» является внесение   соответствующих изменений в ее устав.

 

2.      Материально-техническая проблема.

Основное техническое требование в реализации программы – наличие у организации культуры или у билетного оператора (агрегатора), с которым организация культуры в этом случае должна заключить договор, устройства терминального доступа, позволяющее принимать от граждан оплату за билеты на мероприятия программы «Пушкинская карта». 

         Таким образом для участия в программе детским школам искусств необходимо:

           -  принять положение о билетном хозяйстве;

           - приобрести соответствующее техническое оборудование;

           -  предусмотреть оплату услуг билетных операторов (агрегаторов).

            По данным мониторинга к материально-техническим проблемам, препятствующим ДШИ участвовать в реализации программы «Пушкинская карта», можно также отнести:

·                   отсутствие концертных залов для проведения платных мероприятий либо их малую вместимость, что влияет на количество продаваемых билетов;

·                   недоставок музыкальных инструментов, реквизита, костюмного фонда и пр.

 

Участие Профсоюза в работе по совершенствованию Постановления Минтруда РФ от 30 июня 2003 г. № 41 «Об установлении особенностей работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» в связи с противоречием ряда положений указанного Постановления Минтруда РФ Трудовому кодексу РФ     и необходимостью разработки нового документа.

 

При этом Профсоюз считает необходимым сохранить нормы, которые способствуют возможности работы по совместительству на второй ставке и другие необходимые нормы.

 

В работе по разработке предложений по проекту приказа Минтруда РФ Профсоюз активно взаимодействует с Общероссийским Профсоюзом образования, Министерством культуры РФ, Федеральным ресурсным информационно-аналитическим центром художественного образования.

 

В июне 2022 г. Профсоюз направил соответствующие предложения по проекту.

 

В настоящее время совместно с профильным Департаментом Минкультуры России ведется обсуждение проекта Минпросвещения России о внесении изменений в действующий Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.

          В проект вводятся новые квалификационные категории «педагог-методист»     и «педагог-наставник».

 

Инициация Профсоюза в восстановлении права на досрочную страховую пенсию по старости преподавателей детских школ искусства.

 

Напомню, что Профсоюз получил поддержку данной инициативы Решением Всероссийского круглого стола «Развитие системы детских школ искусств - 2021: правовое регулирование, эффективные практики» (11-12 ноября 2021 г.), а также устными заявлениями руководства Минкультуры РФ о необходимости решения указанной проблемы. 

Профсоюз незамедлительно обратился в Правительство РФ с просьбой о восстановлении права на досрочную пенсию преподавателям дши. Как водится – наше обращение было переадресовано в Минтруд России (позиция которого нам известна - отрицательная). 

 

В целях продвижения данного вопроса Профсоюз инициировал проведение    в январе-мае 2022 г. рабочих совещаний с руководством профильного Департамента Минкультуры России, на которых были обсуждены подходы.

Нужны основания т.е. аналитика психо – эмоциональной нагрузки преподавателей ДШИ, без чего рассмотрение данного вопроса сводится к нулю.

В соответствии с договоренностью Профсоюзом  направлено  письмо в ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова» с предложением провести указанное исследование.

НИИ проявил готовность к проведению  исследования, подготовил проект технического задания.

 

Руководством Минкультуры России обсуждается  вопрос о заключении договора с НИИ о проведении исследования и обеспечении его финансирования на 2023 год.

 

В заключение считаю необходимым несколько слов сказать О применении нового Порядка прохождения психиатрического освидетельствования (Приказ Минздрава России от 20 мая 2022 г. № 342н «Об утверждении Порядка прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности»). Прошел согласование, в том числе и с профильными министерствами, и вступил в силу с 1 сентября 2022 года.

 

Справочно:

 

 Психиатрическое освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности.

 

Психиатрическое освидетельствование, равно как и медицинские осмотры, осуществляется за счет средств работодателя (ст.220 ТК РФ).

 

Порядок прохождения психиатрического освидетельствования концептуально изменен и вносит существенные изменения в деятельность всех организаций бюджетной сферы.

 

Критериями становятся виды деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование.

 

Это означает, что после вступления приказа в силу с 1 сентября 2022 года, педагогические работники всех типов образовательных организаций, а также работники, деятельность которых связана с присмотром и уходом за детьми в различных сферах экономической деятельности (образование, социальное обеспечение, индивидуальная деятельность и т.д.), должны будут в обязательном порядке проходить психиатрическое освидетельствование.

 

Естественно, что расширение контингента работающих в бюджетной сфере, подлежащих прохождению психиатрического освидетельствования, потребует значительных финансовых затрат.

 

Профсоюзным организациям, в свою очередь, также важно содействовать принятию решений региональными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления по включению в расходную часть соответствующих бюджетов статьи расходов в целях финансирования                мероприятий по прохождению работниками психиатрического освидетельствования и недопущения нарушения их прав на прохождение необходимых процедур на бесплатной основе.

     

На основании приказа Минкультуры России в состав Конкурсной комиссии на присуждение премий лучшим преподавателям в области музыкального искусства вошла Председатель Профсоюза Цыганова С.Н. Первое заседание состоялось      12 августа 2022 года. 

 Участие Профсоюза во Общероссийском конкурсе «Лучшая ДШИ» и «Лучший преподаватель ДШИ» в 2022году позволит поощрить Дипломами и денежными премиями  первичные профсоюзные организации ДШИ – победителей Общероссийского конкурса «Лучшая Детская школа искусств» за достижение высоких результатов в обучении детей и сохранении профсоюзного членства, а также преподавателей-членов профсоюза, лауреатов Общероссийского конкурса «Лучший преподаватель ДШИ» (с 2016 г. Президиумом ЦК ОПРК принимается решение).

 

Участие Председателя Профсоюза в работе Экспертного совета Министерства культуры РФ по государственным наградам позволило поддержать более   40 работников сферы культуры и искусства, преподавателей художественного образования и художников субъектов РФ (Воронежская, Самарская, Московская, Костромская, Новосибирская области, Республики: Башкортостан, Татарстан, Коми; Красноярский край).

Уважаемые участники, пользуясь случаем, позвольте выразить огромную благодарность органам исполнительной власти по культуре Республики Башкортостан в лице Министра культуры  Амины  Ивниевны Шафиковой и Министру культуры Челябинской области - Алексею  Валерьевичу Бетехтину за запуск Программы «Земский работник культуры» (аналогов в регионах России нет).

 

Это первая ласточка в России, где стартовала программа по привлечению специалистов в области искусства и культуры в небольшие населенные пункты.

 

В Челябинской области в  2022г. Программа распространяется только на преподавателей и концертмейстеров, но вскоре список должностей увеличится. Правительством области утвержден Порядок предоставления единовременной выплаты работникам культуры.

 

Программа  «Земский работник культуры»  разработана Минкультуры России на федеральном уровне, но к сожалению до настоящего времени не решается вопрос ее финансирования.

 

Профсоюз готов и впредь поддерживать  Минкультуры России по данному вопросу на любом уровне, т.к. кадровый дефицит ощущается в сельских клубах и детских школах искусств.

Это работники культурно-досуговых учреждений, библиотек, музеев, педагоги дополнительного образования сферы культуры,

 

При этом доля работников пенсионного возраста   составляет практически треть.
      

 

    

Спасибо за внимание!

 

 

 

 

 





Решение Конференции ДШИ-2022 .pdf [3mb]

Назад к списку
Поиск:

Адрес: 670001, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 49

Тел:(3012)21-38-05, Факс: (3012)21-17-16, E-mail: ooprb@yandex.ru