Новости БРО профсоюза работников культуры. Выступление Председателя Общероссийского профсоюза работников культуры С. Н. Цыгановой на Всероссийской научно – практической конференции «Детская школа искусств – 2022: образование, управление, развитие» . 9 декабря 2022г. Санкт – Петербург (в режиме ВКС)
Тема: О взаимодействии Департамента региональной политики, образования и проектного управления Министерства культуры РФ с Профсоюзом по подготовке пилотной апробации единых требований к оплате труда педагогических работников
Уважаемые участники Всероссийской научно – практической конференции «Детская школа искусств – 2022:образование, управление, развитие»
Позвольте поблагодарить организаторов: Комитет по культуре Санкт – Петербурга и руководство ДШИ имени М. И. Глинки за возможность участия в работе Конференции.
Коротко о инициативах и мероприятиях Профсоюза за прошедший период в части защиты социально – трудовых прав работников ДШИ.
Во исполнение поручения Правительства РФ Минпросвещением России подготовлен проект постановления Правительства РФ от 9 сентября 2021 г. «О реализации пилотного проекта в целях утверждения требований к системе оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных учреждений системы образования».
Минпросвещения России проведен мониторинг структуры, размеров и особенностей начисления заработной платы (за сентябрь-ноябрь 2021 года) порядка 5000 педагогических работников по 27 педагогическим должностям в 152 государственных и муниципальных организациях всех уровней образования (кроме высшего) в шести субъектах Российской Федерации (Республика Мордовия, Белгородская, Кировская, Нижегородская, Сахалинская и Ярославская области), определенных в качестве пилотных регионов по согласованию с государственными органами субъектов РФ.
Для проведения пилотной апробации были определены следующие подходы к системе оплаты труда:
-единый для всех пилотных организаций порядок формирования ставки заработной платы педагогических работников;
-при определении размера ставки заработной платы (должностного оклада) педагогических работников в качестве расчетного показателя используется величина, равная МРОТ;
- расчет размеров ставки заработной платы (должностного оклада) педагогических работников осуществляется в зависимости от квалификационных уровней профессиональной квалификационной группы должностей педагогических работников, при использовании коэффициентов сложности, установленных в определенном диапазоне, а также дополнительно коэффициента региональной экономической дифференциации по каждому квалификационному уровню.
Предусмотрено также применение перечня обязательных выплат компенсационного и стимулирующего характера и единых подходов к их назначению.
Учитывая, что Отраслевой профсоюз (Общероссийский Профсоюз образования) не поддержал обсуждавшиеся в аппарате Правительства РФ первоначальные варианты проведения пилотной апробации единых требований к оплате труда педагогических работников в реальном формате в условиях включения в этот проект лишь нескольких десятков учреждений и предполагавшегося введения новых условий оплаты труда только в пределах сложившегося фонда оплаты труда в этих учреждениях, позиция Профсоюза была принята во внимание. Наш Профсоюз поддержал позицию.
К сожалению, рассмотренный и одобренный рабочей группой РТК проект постановления Правительства Российской Федерации «О реализации пилотного проекта в целях утверждения требований к системе оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных учреждений системы образования» до настоящего времени не утвержден, его реализация отложена на более поздний срок.
Профсоюзом работников культуры совместно с профильным Департаментом Минкультуры России создана Межведомственная рабочая группа по вопросам деятельности организаций дополнительного образования в сфере культуры, в том числе в области оплаты труда.
Заседания Межведомственной группы проходят на регулярной основе в режиме ВКС. Для подготовки предложений по параметрам системы оплаты труда педагогических работников дополнительного образования организован мониторинг состояния заработной платы преподавателей ДШИ в субъектах РФ.
В мониторинге приняли участие 73 из 79 региональных организаций Профсоюза.
Мониторинг показывает:
Средняя заработная плата педагогических работников организаций дополнительного образования детей, за 9 месяцев 2022 года по сравнению с 2021 годом выросла на 8, 8 % и составила 45612 руб.
Наибольший уровень увеличения средней заработной платы (свыше 15%) установлен в 6 субъектах РФ: в Брянской, Орловской, Тамбовской областях, Республиках Адыгея и Саха (Якутия).
Снижение уровня средней заработной платы произошло в 2 субъектах РФ: Псковской области (-2,6% /-841 руб./) и Республике Ингушетия (-3,6% /-847 руб./).
Не выполнили «майские указы» Президента РФ 8 субъектов РФ:
Республика Алтай (94,9%), Калининградская область (94,3%), Ханты-Мансийский автономный округ (94,3%), Республика Дагестан (94,0%), Республика Ингушетия (91,8%), Республика Тыва (90,3%), Республика Хакасия (89,4%), Республика Калмыкия (89,3%).
Согласно результатам мониторинга на установление окладов (ставок) заработной платы в соответствии с требованиями Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений на 2022 год (п.36) направлялось не менее 70% фонда оплаты труда организаций в 19 субъектах Российской Федерации.
1. Краснодарский край – 90%.
2. Республика Дагестан – 90%.
3. Волгоградская область – 80 – 90%.
4. Сахалинская область – 78,8-87% (в отдельных муниципальных образованиях).
5. Ульяновская область – 83,9%.
6. Белгородская область -80% (в отдельных муниципальных образованиях).
7. Орловская область – 75-90%.
8. Саратовская область – 76%.
9. Самарская область – 75% (г.о. Самара).
10. Ярославская область – 73,5%.
11. Республика Марий Эл – 70,3%.
12. Вологодская область – 70,21%.
13. Мурманская область – 70%.
14. Приморский край – 70%.
15. Нижегородская область – 70% (в отдельных муниципальных образованиях).
16. Смоленская область – 70% (в государственных учреждениях).
17. Архангельская область – 70%.
18. Чеченская Республика – 70% (в отдельных муниципальных образованиях).
19. Карачаево-Черкесская Республика – 70% (в отдельных муниципальных образованиях).
Низкая доля окладов (ставок) в структуре заработной платы (менее 40%) установлена в 12 субъектах Российской Федерации (с Перечнем субъектов можно ознакомиться в региональных организациях отраслевого Профсоюза и на сайте Профсоюза).
1. Республика Бурятия – 38,2%.
2. Республика Башкортостан – 35% (в отдельных муниципальных образованиях).
3. Иркутская область – 35% (в отдельных муниципальных образованиях).
4. Тульская область – 30-40%.
5. Тверская область – 30%.
6. Республика Алтай – 30%.
7. Забайкальский край – 30%.
8. Курганская область – 26%.
9. Калужская область – 25%.
10. Карачаево-Черкесская Республика – 25% (в отдельных муниципальных образованиях).
11. Ростовская область – 23,8%.
12. Белгородская область – 20% (в отдельных муниципальных образованиях).
Мониторинг показал, что в рамках одного субъекта РФ в структуре заработной платы преподавателей ДШИ устанавливается разное процентное соотношение доли окладной части, стимулирующих и компенсационных выплат, что свидетельствует об отсутствии единых подходов к их определению.
По данным мониторинга индексация заработной платы работников ДШИ в 2021 году была проведена в 31 субъекте РФ, в 1 полугодии 2022 года – в 24 субъектах РФ.
Коэффициент индексации заработной платы в государственных и муниципальных образовательных организациях дополнительного образования субъектов РФ зависит от экономического положения соответствующего региона. Его размер составил:
в 2021 году - от 1,5% до 13,4%. (1 полугодии 2022 года – от 4% до 11,2%).
Выводы по итогам мониторинга:
1. Значительная межрегиональная дифференциация заработных плат педагогических работников образовательных организаций дополнительного образования детей в сфере культуры.
2. Необоснованная дифференциация в оплате труда педагогических работников ДШИ в рамках одного субъекта РФ.
3. Низкая доля окладов в структуре заработной платы в ряде субъектов РФ, оклады ниже МРОТа.
4. Отсутствие единых подходов к определению размеров ставок заработной платы (должностных окладов), их доли в структуре заработной платы. Разные размеры окладов по одинаковым должностям педагогических работников в образовательных организациях дополнительного образования одного субъекта РФ.
5. Отсутствие единых подходов к определению наименования выплат стимулирующего и компенсационного характера, их размерам и условиям назначения.
6. Непрозрачность системы оплаты труда (большое количество доплат и надбавок, непонятные механизмы определения таких выплат).
7. Выполнение «майских указов» Президента РФ в части доведения средней заработной платы педагогических работников ДШИ до уровня средней заработной платы учителей в субъекте РФ осуществляется исключительно за счет увеличения педагогической нагрузки (от 1,5 и более ставок).
Мониторинг доказывает необходимость ускорения организационных мероприятий по подготовке пилотного проекта в целях утверждения требований к системам оплаты труда педагогических работников государственных и муниципальных учреждений сферы образования.
Одновременно мониторинг показал, что в реализации программы «Пушкинская карта» участвуют образовательные организации дополнительного образования детей в сфере культуры в 21 субъекте Российской Федерации.
Вместе с тем, участие детских школ искусств в указанной программе сопряжено с рядом проблем правого, материально-технического и иного характера.
1. Правовая проблема.
В соответствии с постановлением Правительства РФ мероприятия по программе «Пушкинская карта», включенные в реестр мероприятий на платформе «ПРО. Культура РФ», проводятся организациями культуры на платной основе.
Детские школы искусств могут осуществлять приносящую доход творческую и просветительскую деятельность (проведение выставок, исполнение концертных программ, постановка спектаклей, созданных в рамках образовательного процесса) в рамках федеральных целевых, региональных и ведомственных программ, распространять и реализовывать входные билеты на посещение проводимых школой мероприятий только в случае, если такая деятельность предусмотрена их уставами.
Если в уставе школы такая возможность не закреплена, то условием участия ДШИ в реализации программы «Пушкинская карта» является внесение соответствующих изменений в ее устав.
2. Материально-техническая проблема.
Основное техническое требование в реализации программы – наличие у организации культуры или у билетного оператора (агрегатора), с которым организация культуры в этом случае должна заключить договор, устройства терминального доступа, позволяющее принимать от граждан оплату за билеты на мероприятия программы «Пушкинская карта».
Таким образом для участия в программе детским школам искусств необходимо:
- принять положение о билетном хозяйстве;
- приобрести соответствующее техническое оборудование;
- предусмотреть оплату услуг билетных операторов (агрегаторов).
По данным мониторинга к материально-техническим проблемам, препятствующим ДШИ участвовать в реализации программы «Пушкинская карта», можно также отнести:
· отсутствие концертных залов для проведения платных мероприятий либо их малую вместимость, что влияет на количество продаваемых билетов;
· недоставок музыкальных инструментов, реквизита, костюмного фонда и пр.
Участие Профсоюза в работе по совершенствованию Постановления Минтруда РФ от 30 июня 2003 г. № 41 «Об установлении особенностей работы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников и работников культуры» в связи с противоречием ряда положений указанного Постановления Минтруда РФ Трудовому кодексу РФ и необходимостью разработки нового документа.
При этом Профсоюз считает необходимым сохранить нормы, которые способствуют возможности работы по совместительству на второй ставке и другие необходимые нормы.
В работе по разработке предложений по проекту приказа Минтруда РФ Профсоюз активно взаимодействует с Общероссийским Профсоюзом образования, Министерством культуры РФ, Федеральным ресурсным информационно-аналитическим центром художественного образования.
В июне 2022 г. Профсоюз направил соответствующие предложения по проекту.
В настоящее время совместно с профильным Департаментом Минкультуры России ведется обсуждение проекта Минпросвещения России о внесении изменений в действующий Порядок проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность.
В проект вводятся новые квалификационные категории «педагог-методист» и «педагог-наставник».
Инициация Профсоюза в восстановлении права на досрочную страховую пенсию по старости преподавателей детских школ искусства.
Напомню, что Профсоюз получил поддержку данной инициативы Решением Всероссийского круглого стола «Развитие системы детских школ искусств - 2021: правовое регулирование, эффективные практики» (11-12 ноября 2021 г.), а также устными заявлениями руководства Минкультуры РФ о необходимости решения указанной проблемы.
Профсоюз незамедлительно обратился в Правительство РФ с просьбой о восстановлении права на досрочную пенсию преподавателям дши. Как водится – наше обращение было переадресовано в Минтруд России (позиция которого нам известна - отрицательная).
В целях продвижения данного вопроса Профсоюз инициировал проведение в январе-мае 2022 г. рабочих совещаний с руководством профильного Департамента Минкультуры России, на которых были обсуждены подходы.
Нужны основания т.е. аналитика психо – эмоциональной нагрузки преподавателей ДШИ, без чего рассмотрение данного вопроса сводится к нулю.
В соответствии с договоренностью Профсоюзом направлено письмо в ФГБНУ «Научно-исследовательский институт медицины труда имени академика Н.Ф. Измерова» с предложением провести указанное исследование.
НИИ проявил готовность к проведению исследования, подготовил проект технического задания.
Руководством Минкультуры России обсуждается вопрос о заключении договора с НИИ о проведении исследования и обеспечении его финансирования на 2023 год.
В заключение считаю необходимым несколько слов сказать О применении нового Порядка прохождения психиатрического освидетельствования (Приказ Минздрава России от 20 мая 2022 г. № 342н «Об утверждении Порядка прохождения обязательного психиатрического освидетельствования работниками, осуществляющими отдельные виды деятельности»). Прошел согласование, в том числе и с профильными министерствами, и вступил в силу с 1 сентября 2022 года.
Справочно:
Психиатрическое освидетельствование работника проводится с целью определения его пригодности по состоянию психического здоровья к осуществлению отдельных видов деятельности.
Психиатрическое освидетельствование, равно как и медицинские осмотры, осуществляется за счет средств работодателя (ст.220 ТК РФ).
Порядок прохождения психиатрического освидетельствования концептуально изменен и вносит существенные изменения в деятельность всех организаций бюджетной сферы.
Критериями становятся виды деятельности, при осуществлении которых проводится психиатрическое освидетельствование.
Это означает, что после вступления приказа в силу с 1 сентября 2022 года, педагогические работники всех типов образовательных организаций, а также работники, деятельность которых связана с присмотром и уходом за детьми в различных сферах экономической деятельности (образование, социальное обеспечение, индивидуальная деятельность и т.д.), должны будут в обязательном порядке проходить психиатрическое освидетельствование.
Естественно, что расширение контингента работающих в бюджетной сфере, подлежащих прохождению психиатрического освидетельствования, потребует значительных финансовых затрат.
Профсоюзным организациям, в свою очередь, также важно содействовать принятию решений региональными органами исполнительной власти и органами местного самоуправления по включению в расходную часть соответствующих бюджетов статьи расходов в целях финансирования мероприятий по прохождению работниками психиатрического освидетельствования и недопущения нарушения их прав на прохождение необходимых процедур на бесплатной основе.
На основании приказа Минкультуры России в состав Конкурсной комиссии на присуждение премий лучшим преподавателям в области музыкального искусства вошла Председатель Профсоюза Цыганова С.Н. Первое заседание состоялось 12 августа 2022 года.
Участие Профсоюза во Общероссийском конкурсе «Лучшая ДШИ» и «Лучший преподаватель ДШИ» в 2022году позволит поощрить Дипломами и денежными премиями первичные профсоюзные организации ДШИ – победителей Общероссийского конкурса «Лучшая Детская школа искусств» за достижение высоких результатов в обучении детей и сохранении профсоюзного членства, а также преподавателей-членов профсоюза, лауреатов Общероссийского конкурса «Лучший преподаватель ДШИ» (с 2016 г. Президиумом ЦК ОПРК принимается решение).
Участие Председателя Профсоюза в работе Экспертного совета Министерства культуры РФ по государственным наградам позволило поддержать более 40 работников сферы культуры и искусства, преподавателей художественного образования и художников субъектов РФ (Воронежская, Самарская, Московская, Костромская, Новосибирская области, Республики: Башкортостан, Татарстан, Коми; Красноярский край).
Уважаемые участники, пользуясь случаем, позвольте выразить огромную благодарность органам исполнительной власти по культуре Республики Башкортостан в лице Министра культуры Амины Ивниевны Шафиковой и Министру культуры Челябинской области - Алексею Валерьевичу Бетехтину за запуск Программы «Земский работник культуры» (аналогов в регионах России нет).
Это первая ласточка в России, где стартовала программа по привлечению специалистов в области искусства и культуры в небольшие населенные пункты.
В Челябинской области в 2022г. Программа распространяется только на преподавателей и концертмейстеров, но вскоре список должностей увеличится. Правительством области утвержден Порядок предоставления единовременной выплаты работникам культуры.
Программа «Земский работник культуры» разработана Минкультуры России на федеральном уровне, но к сожалению до настоящего времени не решается вопрос ее финансирования.
Профсоюз готов и впредь поддерживать Минкультуры России по данному вопросу на любом уровне, т.к. кадровый дефицит ощущается в сельских клубах и детских школах искусств.
Это работники культурно-досуговых учреждений, библиотек, музеев, педагоги дополнительного образования сферы культуры,
При этом доля
работников пенсионного возраста
составляет практически треть.
Спасибо за внимание!
Адрес: 670001, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 49
Тел:(3012)21-38-05, Факс: (3012)21-17-16, E-mail: ooprb@yandex.ru