О соблюдении трудовых прав работников сферы образования Республики Бурятия
14 сентября 2015
Контроль над трудовыми ресурсами, в период нарастания кризиса в экономике должен быть определяющим. На данном этапе развития есть необходимость обеспокоиться состоянием человеческого капитала и его сохранением.
Федеральной службой по труду и занятости серьезное значение придается вопросу соблюдения законодательства Российской Федерации о труде работников образовательных учреждений.
За первое полугодие 2015 года Федеральная служба по труду и занятости выявила 22520 нарушений в сфере образования. Это на 30% меньше, чем за аналогичный период прошлого года, в котором государственные инспекторы труда зафиксировали 32309 нарушений, допущенных руководителями образовательных учреждений. Таким образом, число нарушений трудового законодательства в сфере образования в России в первом полугодии 2015 года сократилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на треть.
Значительная часть нарушений в сфере образования связана с несоблюдением требований к порядку заключения и содержанию трудовых договоров (4554 нарушения), своевременности и полноты выплаты зарплат, а также нормирования труда (3942 нарушения).
Уменьшение количества трудовых нарушений в образовательной сфере позволило снизить показатели производственного травматизма. Так, в первом полугодии 2015 года в Российской Федерации погибли 9 сотрудников образовательных учреждений, тогда как за аналогичный период в 2014 году – 24.
Роструд зафиксировал незначительный рост нарушений норм трудового законодательства и требований охраны труда за тот же период (в I полугодии 2014 года – 305,4 тысяч, в I полугодии 2015 года – более 306 тысяч).
Государственной инспекцией труда в Республике Бурятия (территориальный органом Роструда), в целях защиты трудовых прав работников учреждений образования регионального и местного уровней, ежегодно проводятся соответствующие проверки в указанной отрасли экономики.
Результаты этих проверок неутешительны, и свидетельствуют о необходимости принятия дополнительных мер как органами исполнительной власти региона, так и органами местного самоуправления, направленных в конечном итоге на соблюдение работодателями трудовых прав работников системы образования, включая право на безопасные условия труда. Эти меры также должны способствовать привлечению квалифицированных кадров в учреждения системы образования, изменению системы профессиональной переподготовки кадров, повышению персональной ответственности специалистов кадровых, экономических, бухгалтерских служб учреждений и служб по охране труда.
Анализ результатов проверок надзорного органа в сфере труда за последние пять лет прямо указывает на то, что в период с 2009 года количество контрольно – надзорных мероприятий, которые проводятся в отношении работодателей сферы образования, составляет не более 10,4 % от общего числа проверок в регионе в год. К сожалению, ежегодная доля проверок, прямо пропорциональна и доле выявляемых всех нарушений в отраслях экономики региона.
Как свидетельствует практика, наибольшее число нарушений трудового законодательства выявляется в ходе комплексных мероприятий. Выявляемое число нарушений трудового законодательства в ходе внеплановых мероприятий (по обращениям граждан) не значительно, и напрямую зависит от числа поставленных в обращении граждан вопросов. При этом, само число обращений работников сфере образования в территориальный орган Роструда, ежегодно возрастает (в 2012 году – 140 обращений, в 2013 году – 149, в 2014 году- 175, в первом полугодии 2015 года – 68).
Итоги работы Государственной инспекции труда в Республике Бурятия показывают, что если в среднем на одну проверку в сфере образования в 2009 году приходилось 3.86 нарушений трудового законодательства, то начиная, с 2010 года этот показатель вырос до 5.03, а в 2014 году составил 6.06 нарушений. Принимая во внимание, что число плановых комплексных мероприятий в отношении работодателей отрасли образование сократилось за указанный период в несколько раз, постановка вопроса о снижении числа нарушений трудового законодательства Российской Федерации работодателями отрасли образование в нашем регионе несостоятельна. Нарушения трудового законодательства являются грубыми и носят системный характер. При этом, значительная доля нарушений зарегистрирована по вопросам оплаты труда. Так, в указанный выше период, наименьший показатель – 17,4% от общего количества выявленных нарушений приходится на 2010 год, а наивысший – 26,3 – в первом полугодии 2015 года. Доля выявленных нарушений по институту трудового договора, начиная с 2012 года также значительно возросла (в 2011 году – 24,0%), а в 2014 году составила 34,2% от общего количества нарушений в сфере образования. Результаты контрольно – надзорной деятельности прямо указывают, на то, что нарушения по оплате труда и по трудовому договору начинают превалировать в общей массе нарушений, и это в тот самый период, когда в учреждениях образования внедряется так называемый эффективный контракт с педагогическим работниками. Между тем, под эффективным контрактом понимается трудовой договор с работником образования, в котором конкретизированы его трудовые обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных услуг. Законодатель предусматривал, что переход на эффективный контракт будет способствовать привлекательности и престижности работы учителя, а также повысит уровень квалификации педагогов. На практике, при переходе на эффективный контракт, присутствует элемент предупреждения о прекращении трудового договора, если работник сферы образования откажется трудиться в новых условиях. Кроме того, отдельные работодатели эффективный контракт восприняли, как дополнительное основание для перевода педагогов на срочный трудовой договор, а где-то, и как возможность уменьшить учебную нагрузку педагогов – пенсионеров и т.д. Содержание эффективного контракта также оставляет желать лучшего.
Нарушения по охране труда в сфере образования, которые в 2010 году составляли 48,8% от общего количества выявленных нарушений, имеют тенденцию снижения до уровня 22,1% в 2014 году, и 15,2% - в 2015 году. Вместе с тем, суммарное число лиц, которые по результатам проверок были отстранены от работы, как допущенные к работе без прохождения в установленном порядке обучения, инструктажа либо стажировки на рабочем месте и проверки знаний требований охраны труда в период с 2012 года по настоящее время составило 1129 человек. Прохождение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров в отдельных случаях осуществляется за счет собственных средств работников образования. На сегодняшний момент работодатели сферы образования не имеют в бюджете средств на прохождение обязательных психиатрических освидетельствований. Между тем, многие работодатели отрасли, фактически не посвящены в вопросы произошедших последних изменений в административном законодательстве Российской Федерации. Например, наложение административного штрафа на должностное лицо в размере от 15 до 25 тысяч рублей, на юридическое лицо – от 110 до 130 тысяч за допуск каждого работника к исполнению им трудовых обязанностей без прохождения в установленном порядке обучения и проверки знаний требований охраны труда, а также обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров, обязательных медицинских осмотров в начале рабочего дня (смены), обязательных психиатрических освидетельствований на этапе возбуждения административного дела не воспринимается отдельными работодателями всерьез, а их учредителями не делаются соответствующие выводы в последующем, при вынесении административных наказаний, в том числе и в отношении других работодателей отрасли.
За последние два года проведения работодателями региона мероприятий по аттестации рабочих мест (2012 - 2013 годы), данные мероприятия были проведены только в 40 учреждениях образования. При этом было аттестовано 1184 рабочих мест, из которых 298 - относилось к категории рабочих мест с вредными условиями труда. Начавшийся этап проведения мероприятий по специальной оценке условий труда в 2014 году охватил только 18 учреждений образований, а в 2015 – 45. Суммарное количество рабочих мест, где была проведена специальная оценка условий труда составило 2004 рабочих мест, из них 7,03 % - рабочие места с вредными условиями труда, где 107 рабочих мест относятся к рабочим местам с вредными условиями труда 1 степени (подкласс 3.1), 30 – рабочих мест к подклассу 3.2 (с вредными условиями труда 2 степени), 4 - с вредными условиями труда 3 степени (подкласс 3.3.).
Анализ предоставленных работодателями в Государственную инспекцию труда в Республике Бурятия результатов аттестации рабочих мест по условиям труда, результатов специальной оценки условий труда проведенных в учреждениях образования Республики Бурятия, показывает наличие существенных проблем в обеспечении на рабочих местах здоровых и безопасных условий труда, а также в порядке и сроках осуществления работодателями специальной оценки условий труда. Следует отметить, что отдельными работодателями, где она была проведена, результаты специальной оценки условий труда не доводились до сведения работников и не везде учитывались работодателями при реализации мероприятий по улучшению условий и охраны труда и решении вопросов предоставления работникам установленных законодательством гарантий и компенсаций за условия труда. Сохранение рабочих мест в системе образования с вредными условиями труда, отсутствие подкрепления соответствующими источниками финансирования различных социальных гарантий и льгот, не дают в свою очередь полагать, что работники системы учреждений образования смогут на рабочих местах избежать трудовых увечий и профессиональных заболеваний (в период с 2009 года надзорным органом в установленном законом порядке расследовано и зарегистрировано 15 несчастных случаев, связанных с производством, из них 5 случаев зарегистрировано в 2012 году, в 2015 - 0).
Не решенные вопросы финансирования мероприятий по охране труда, игнорирование должностными лицами требований законодательства Российской Федерации о труде, государственных нормативных требований по охране труда привело к значительному росту и числа виновных лиц, допустивших нарушения в сфере труда и соответственно сумм наложенных штрафов (соотношение показателей числа субъектов административной ответственности в регионе по сравнению с данными 2013 года составило в 2014 году 177%, а показателей общей суммы наложенных административных штрафов - 259%).
Результаты надзорно - контрольной деятельности территориального органа Роструда свидетельствует, что основными причинами нарушений трудового законодательства в сфере образования являются:
- низкий уровень правовых знаний и правовой нигилизм работодателей и работников в вопросах трудового законодательства (включая вопросы государственных нормативных требований охраны труда);
- неудовлетворительное экономическое, финансовое и технологическое состояние большого числа образовательных учреждений;
- сокращение или полное прекращение финансирования и материально-технического обеспечения мер по соблюдению государственных нормативных требований охраны труда;
- отсутствие системы эффективно действующих экономических, административных и правовых механизмов, стимулирующих работодателей к безусловному соблюдению требований законодательства о трудовых и непосредственно связанных с ними правах и свободах граждан;
- отсутствие подкрепления соответствующими источниками финансирования различных социальных гарантий и льгот, предусматриваемых при разработке и принятии на федеральном и региональном уровнях законов и иных нормативных правовых актов, генеральных, отраслевых (тарифных) и региональных соглашений, наряду с нецелевым или экономически необоснованным использованием имеющихся финансовых средств;
- ненадлежащее осуществление внутриведомственного регионального и муниципального контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда, а также самих работодателей в системе образования;
- недостаточная пропаганда вопросов трудового законодательства.
Существенные проблемы соблюдения трудовых прав работников учреждений образования обозначены, они требуют своего разрешения как на региональном и местном уровнях, так и на уровне ответственных работодателей.
Руководитель Государственной инспекции труда
- главный государственный инспектор труда
в Республике Бурятия
А. И. Пыкин