Геннадий Хрущев: «В Улан-Удэ давно назрела необходимость в создании эффективной службы охраны труда » (выступление главного технического инспектора Союза «ООП РБ» на городской трехсторонней комиссии 14 августа 2015 года)
03 сентября 2015
- В 2014 году, по оперативным данным Государственной инспекции труда в Республике Бурятия, произошло 68 несчастных случаев на производстве, в том числе: 14 – со смертельным исходом, 48 – с тяжелым исходом, 6 – групповых (в которых погиб 1 человек). За аналогичный период 2013 г. произошло 84 несчастных случая на производстве: 10 – со смертельным исходом, 64 – с тяжелым исходом, 10 – групповых (в которых погибло 4 человека). В 2014 году погибло на производстве 15 человек, в 2013 г. – 14. Снижение абсолютного количества произошедших в 2014 году несчастных случаев с тяжелыми последствиями по сравнению с 2013 годом составило – 19 %, а в том с летальным исходом увеличение составляет 9%.
Объединением организаций профсоюзов Республики Бурятия, для исполнения возложенных законом полномочий, в том числе и по вопросу, рассматриваемому на нашем заседании, заключены соглашения о взаимодействии с Прокуратурой Республики Бурятия, Государственной инспекцией труда в Республике Бурятия, Правительством Республики Бурятия (в лице Министерства экономики Республики Бурятия, являющимся органом исполнительной власти наделенным функцией по государственному управлению в области охраны труда на территории республики) и ГУ РО ФСС РФ по Республике Бурятия.
Во исполнении данных Соглашений, регулярно проводятся круглые столы, совещания, на которых осуществляется обмен информацией о соблюдением работодателями норм трудового законодательства и проводится корректировка взаимодействий по осуществлению государственного и общественного контроля.
Налажен оперативный обмен информацией с Государственной инспекцией труда в Республике Бурятия, Министерством экономики Республики Бурятия и ГУ РО ФСС РФ по Республике Бурятия.
Результаты работы профсоюзных инспекций заслушиваются на Исполкомах, проблемные вопросы (я имею в виду те вопросы, которые требуют внесения изменений или дополнений в законодательную базу РФ) направляются в ФНПР для рассмотрения на Российской трёхсторонней комиссии. Для того, чтобы с этими предложения выходить, проводится анкетирование в первичных профсоюзных организациях. Как пример могу привести работу по ФЗ 426 и 421 от 28 /12/ 2013.
Проведение в 2014 году «Круглого стола» среди членских организаций ООП РБ по вопросу «Работа профсоюзов в рамках социального партнёрства по управлению профессиональными и производственными рисками» (через уполномоченных по охране труда) завершилось на Исполкоме ООП РБ с подведением итогов конкурса.
Результаты проверок предприятий (учреждений) проведённых инспекциями ОО «ООП РБ» рассматриваются на планерных совещаниях как БРОК профсоюза так и на уровне ООП РБ;
Осуществляется работа инспекций ООП РБ в республиканских коллегиальных органах, это Республиканский Координационный Совет по охране труда, Экспертный Совет по профессиональной патологии при ГУ РО ФСС РФ по РБ, Республиканском центре медицины труда.
Техническая инспекция труда ООП РБ регулярно принимает участие с РО ФСС РФ по РБ, Гострудинспекцией, Ростехнадзором по РБ и Роспотребнадзором в РБ в расследовании несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний даже в тех организациях, которые не имеют профсоюзных организаций. Работа в этих комиссиях заключается не только выявление связи несчастного случая с производством, но и выявление основных и сопутствующих причин каждого конкретного случая с разработкой действенных мероприятий направленных на недопущения повтора несчастного случая.
Объединением организаций профсоюзов проводится большая работа по улучшению правовой грамотности в области трудового законодательства не только среди членов профсоюза, но и среди работодателей.
Принимая во внимание тот факт, что нарушения норм законодательства РФ в области охраны труда работодателями идут от незнания этих норм, работники аппарата ООП РБ принимаю участи в обучении по программе «Охрана труда» всех участников социального партнерства в учебных центрах республики, включая учебно методический центр профсоюзов республики.
Актуальность проблемы безопасного труда на малых предприятиях определяется высоким уровнем производственного травматизма, который в два с лишним раза превышает показатели в целом по республике.
Развитие малого предпринимательства должно стать одним из приоритетных направлений социально-экономической политики.
Малый бизнес, это база для развития среднего класса. Количество работников занятых в малом бизнесе, по мнению Председателя Правительства РФ Д.А.Медведева, должно к 2020 году достичь 60-70% работающего населения страны. Поэтому нам необходимо обратить особое внимание на проблемы безопасного труда на малых предприятиях, они есть и это подтверждается высоким уровнем производственного травматизма в малом бизнесе.
Учитывая принятую политику Правительством России, надо полагать, что и у нас в городе малое предпринимательство станет одним из приоритетных направлений социально-экономической политики Администрации города.
В основных направлениях государственной политики в области охраны труда (ст. 210 ТК РФ) предусмотрено обеспечение приоритета сохранения жизни и здоровья работников даже перед результатам хозяйственной деятельности.
Реальное положение в области охраны труда подтверждает необходимость использовать возможности социального партнерства, которое должно носить конструктивный характер, а вот тут у нас каждый раз возникают проблемы при заключении Соглашений на различных уровнях.
Проблемы следующего характера:
При внесении своих предложений (я имею в виду со стороны профсоюзов) даже содержащих нормы установленных законодательством, они убираются из этих соглашений под каким-то предлогом. С этим можно согласиться, если рассуждать по сегодняшнему дню, а если подумать о будущем, что мы оставим своим детям, внукам? О чём говорит медицина - воздействие вредных факторов на родителей увеличивает риск развития врожденных пороков у детей. Если учитывать, что среди экономически активного населения республики свыше трети работников, занятых на работах с неблагоприятными условиями труда, то можно себе представить состояние здоровья будущих поколений. Подтверждением сказанному статистика травматизма в республике - возросло число несчастных случаев на производстве, которые после их расследования не связывают с производством, т.к. они произошли в результате общего заболевания.
При реформировании структуры управления города Улан-Удэ, где трудится около 80 % людских ресурсов республики и где почти самый высокий уровень травматизма среди районов, вопросами охраны труда вообще никто не занимается, если только проводится уведомительная регистрация Коллективных договоров регулирующих трудовые взаимоотношения сторон партнёрства. К данной работе подходят не профессионально (я имею ввиду регистрацию КД), хотя бы по тому примеру, что почти во всех проверяемых учреждениях города, в КД составленные мероприятия не соответствуют тем требованиям которые к ним предъявляются и это можно было устранить на начальной стадии работы КД, а их ни много ни мало свыше 300.
При формировании Соглашений на различные периоды, ООП РБ направляло в адрес Администрации города свои предложения по включению их в программу действий которые по нашему мнению должны были реально повлиять на ситуацию в части снижения травматизма в коллективах города, но эти предложения почему-то по независящим причинам отвергнуты и мы в результате получаем то что имеем.
Об отношении администрации города к вопросу травматизма в муниципальном образовании можно судить по повестке: кто выступает: ГИТ в РБ, ООП РБ и СПП, и получается что администрация города выступает в качестве участника не имеющего возможность повлиять на процесс снижения травматизма в городе.
Если мы действительно хотим улучшить положение дел в области охраны труда, то следует менять подходы в решении данного вопроса.
Профсоюзы республики выступают с предложением к Администрации города о создании службы охраны труда (не дожидаясь того дня когда Правительство Республики Бурятия наделит Вас полномочиями по управлению охраной труда в муниципальном образовании), на которую возложить обязанности:
проводить анализ состояния условий и охраны труда, причин несчастных случаев на производстве и профессиональной заболеваемости и разрабатывать предложения по их предупреждению.
Распространение передового опыта по охране труда, организация научно-практических конференций, семинаров, выставок по охране труда.
Принимать участие в проверках работодателей по вопросам соблюдения трудовых прав работников.
Разработка с последующей реализацией комплекса мероприятий по воспитанию у населения культуры охраны труда.
Разъяснения по данным предложениям:
1. Без проведения анализа состояния условий труда, без выявления причинной связи всех несчастных случаев и профессиональных заболеваний невозможно наметить комплекс мер направленных на их (несчастные случаи и профессиональные заболевания) устранение.
2. На сегодняшний день каждый работодатель оставлен один на один с коллективом и контрольно-надзорными органами, в то время, как у его соседа (работодателя) решаются и положительно решаются вопросы охраны труда на предприятии. Через конференции, семинары или выставки можно обмениваться опытом работы по вопросам охраны труда.
3. Государственные контрольно-надзорные органы проверяя работодателя на предмет соблюдения законодательства о труде и выносят Предписания, возбуждают административное производство по фактам нарушений законодательства. Предлагаемая форма (в рамках дополнительных Соглашений) контроля позволяет провести «Аудит» состояния охраны труда на предприятии представителями сторон социального партнёрства с выдачей рекомендаций и последующим их выполнений.
4. Предотвращение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний начинается на уровне предприятия и требует согласованных действий социальных партнеров. Социальный диалог, применение методик научной организации труда, обучение и своевременное информирование работников, а также инспекционная деятельность – являются важным составляющим культуры профилактики в области охраны труда.
Государственная инспекция труда в Республике Бурятия представила очень полную аналитическую справка о состоянии травматизма в хозяйствующих субъектах находящихся в городе Улан-Удэ, и эту информацию нужно использовать для разработки Мероприятий направленных на улучшении ситуации с травматизмом, вот только кто будет координировать эту работу, ведь в Администрации города нет ни органа управления этим вопросом, ни мероприятий по охране труда.
Это ещё одно подтверждение того, что кто-то в Администрации города должен работать с информацией представленной ГИТ в РБ, иначе для чего заслушивалась и еще будет заслушиваться представленная информация.
Главный технический инспектор труда Союза «ООП РБ»,
Г.П. Хрущёв