Охрана труда в городе Улан-Удэ нуждается в комплексном подходе
01 сентября 2015
25 августа 2015 года в зале мэрии состоялось очередное заседание городской трехсторонней Комиссии по регулированию социально – трудовых отношений города Улан-Удэ. По вопросу «О мерах по предотвращению несчастных случаев в организациях города Улан-Удэ» выступили представители сторон социального партнерства и территориального органа Роструда.
За последние два года в России сократилось число травм и смертельных случаев на производстве. Если в 2013 году от несчастных случаев на производстве в России умерло 2757 человек, то в 2014 году – 2344 работника. Количество производственных травм также сократилось с 9216 в 2013 году до 7654 в 2014 году.
В Бурятии при снижение абсолютного количества произошедших в 2014 году несчастных случаев с тяжелыми последствиями по сравнению с 2013 годом на 11 %, произошел рост смертельного травматизма на 14 %. К сожалению, общественное мнение в нашем регионе по вопросу состояния дел в области производственного травматизма сформировано только на общем количестве произошедших в 2014 году несчастных случаев с тяжелыми последствиями. Основной показатель – смертельный травматизм (как при связанных с производством, так и не связанных с производством несчастных случаев) оказался вне поля зрения государственных и общественных институтов, а его рост, и причины роста, по всей видимости, не являются актуальными для региона. Между тем, согласно требованиям российского законодателя, охрана труда – это, прежде всего система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (ст. 209 Трудового кодекса РФ).
В 2014 г. в хозяйствующих субъектах и у индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица, осуществляющих деятельность на территории Республики Бурятия территориальным органом Роструда проведено 127 расследований несчастных случаев на производстве (84 расследования было проведено в организациях города Улан-Удэ, что составило 66,6% от общего количества расследований. В разрезе административных районов города Улан-Удэ большая часть расследований проведена в организациях и учреждениях Железнодорожного района – 38 (1 – групповой, 3 – со смертельным исходом, 21- с тяжелым исходом), Октябрьского района – 28 (5 – групповых, 14 - с тяжелым исходом), Советского района – 18 (1 – групповой, 5 – со смертельным исходом, 3 - с тяжелым исходом).
Из общего количества расследованных несчастных случаев:
- квалифицированы как «не связанные с производством» 24 случая (из них 17 со смертельным исходом);
- 75 несчастных случаев квалифицированы как связанные с производством с тяжелыми последствиями (в том числе: групповых – 8, в результате которых погибли 2 работника, со смертельным исходом - 14, с тяжёлым исходом – 53).
Итоги 2014 года - 16 работников погибли на производстве по факту получения травм и еще 17 работников умерли на рабочем месте (как правило, вследствие общего заболевания).
Выявлено 10 сокрытых несчастных случаев с тяжелым исходом.
Из 75 несчастных случаев с тяжелыми последствиями, зарегистрированных в Республике Бурятия в 2014 году в 11 случаях пострадали женщины, из них – 12 получили тяжелые травмы.
В общем числе пострадавших с тяжелыми последствиями в Республике Бурятия за 2014 год среди предприятий по видам экономической деятельности наиболее высокий уровень производственного травматизма имел место в обрабатывающих производствах, где зарегистрировано 17,3% от общего числа несчастных случаев на производстве; в организациях по добыче полезных ископаемых – 13,3%, в строительстве – 12 %, торговле – 12 % от всех несчастных случаев на производстве и т.д.
Проведенный анализ материалов расследования несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями, законченных в 2014 году показал, что основной причиной травматизма явилась неудовлетворительная организация производства работ (30,7 8%), что привело к 23 несчастным случаям с тяжкими последствиями; нарушение правил дорожного движения (13,3 %) - стали причинами 10 несчастных случаев на производстве.
Основными видами несчастных случаев с тяжкими последствиями явились: падение пострадавшего с высоты - 30,7 % (в результате 23 несчастных случаев тяжкие повреждения получили 25 работников, из которых: 1 – погиб); транспортные происшествия – 21,3 % (в результате 16 несчастных случаев пострадал 21 работник, в том числе 4 погибли), в результате падения, обрушения, обвалов предметов, материалов, земли и пр. произошло 9 несчастных случаев – 12%, где пострадало 10 работников, из которых 3 погибли.
Таким образом, в 2014 году наблюдалась общая тенденция снижения уровня производственного травматизма, но вместе с тем, по прежнему не решенными остались вопросы роста числа случаев смертельного травматизма, наличествующего высокого уровня несчастных случаев, квалифицированных по результатам расследований как «не связанные с производством», сокрытия работодателями несчастных случаев на производстве (включая случаи смертельного травматизма).
За период январь – июнь 2015 года в сфере производственного травматизма произошли значительные изменения.
В Российской Федерации по итогам первого полугодия 2015 года, в результате несчастных случаев на производстве погибло 765 человек, тогда как за шесть месяцев 2014 года погибло 860 человек.
В Республике Бурятия прослеживается стойкая тенденция сохранения показателя числа групповых несчастных случаев на производстве по отношению к показателям аналогичного периода 2014 года (3/3). Вместе с тем, в регионе в первом полугодии 2015 года произошло снижение на 30% несчастных случаев с тяжелым исходом (21/30), и снижение на 37% несчастных случаев со смертельным исходом (5/ 8).
На общем фоне некоторого снижения уровня травматизма с тяжелыми последствиями, объем расследований несчастных случаев у работодателей республики, проводимых надзорным органом в сфере труда, не изменился.
По состоянию на 30 июня 2015 года территориальным органом Роструда проведено расследование 65 несчастных случаев у работодателей региона (т.е. статистически показатель числа расследованных несчастных случаев сохраняется на уровне 2014 года).
Из общего количества расследованных несчастных случаев - 19 квалифицированы, как не связанные с производством, при этом в 16 случаях зафиксирован смертельный исход.
Следует отметить, что доля несчастных случаев, не связанных с производством в Сибирском федеральном округе по состоянию на 01 мая 2015 года составляла 22,4 % от общего количества несчастных случаев с тяжелыми последствиями, между тем как в Республике Бурятия указанное соотношение составило 41,4 % (апрель 2015 года), 37 % (май 2015 года).
Из числа не связанных с производством случаев, где зафиксирован смертельный исход, причиной смерти работников в 12 случаях стало общее заболевание, в 1 случае – суицид.
Динамика указанных несчастных случаев, не связанных с производством в Республике Бурятия выглядит следующим образом:
- в 2012 году 8 работников умерли на рабочем месте вследствие общего заболевания; в 2013 году – 11 работников; в 2014 году – 12 работников; в первом полугодии 2015 года – 12 работников.
Анализ несчастных случаев, где причиной смерти работников стало, общее заболевание показал, что в первом полугодии 2015 года:
- из 12 умерших работников во вредных условиях труда работали пять человек, при этом четверо из них прошли медицинский осмотр, по итогам которого не имели противопоказаний к работе по трудовому договору;
- на двух рабочих местах аттестация по условиям труда, либо специальная оценка условий труда не проводилась, однако профессии, по которым работали умершие работники, также относятся к работам с вредными и опасными условиями труда;
- один из работников, направленный на вахту, предварительный (при поступлении на работу) и при направлении на вахту медицинский осмотр не проходил;
- пять работников работали на рабочих местах с допустимыми условиями труда, при этом все они по результатам медицинского осмотра были признаны годными к работе.
Из 12 умерших на рабочих местах работников – 2 женщины. Одна из них, работала пекарем, однако медицинский осмотр при поступлении на работу, а также периодический осмотр в установленном порядке не проходила.
Среди умерших по возрастной категории работники в возрасте 30 до 40 лет – 2 человека, от 40 до 50 лет - 3 человека, от 50 до 60 лет – 7 человек. Возраст умерших на работе женщин 50 и 52 года.
Учитывая, что из общего количества умерших на работе лиц 7 работников (58%) в процессе работы испытывали воздействие вредных и опасных производственных факторов, следует необходимость постановки вопроса и об уровне надлежащей оценки состояния здоровья в ходе проведенных медицинских осмотров (предварительных, периодических, предсменных), а также последующих решений специалистов медицинских учреждений - признание годности к работе.
Динамика травматизма на предприятиях и организациях города Улан-Удэ складывается следующим образом.
В первом полугодии 2015 года в организациях города Улан-Удэ по оперативным данным Государственной инспекции труда в Республике Бурятия произошло 13 несчастных случаев на производстве, в том числе - 3 со смертельным исходом (добыча полезных ископаемых, транспорт, строительство), 9 с тяжёлым исходом (на долю организаций по добыче полезных ископаемых и обрабатывающих производств приходится по 22% несчастных случаев от их общего количества) и 1 групповой (здравоохранение).
За аналогичный период 2014 года у работодателей города Улан-Удэ произошло 26 несчастных случаев на производстве, в том числе 4 со смертельным исходом , 19 с тяжёлым исходом и 3 групповых.
В общем числе пострадавших с тяжелыми последствиями в организациях города Улан-Удэ за 6 месяцев 2015 года среди предприятий по видам экономической деятельности наибольший удельный вес имел место в организациях по добыче полезных ископаемых (22%) и в обрабатывающих производствах ( 22%).
Основными видами несчастных случаев с тяжелыми последствиями явились:
- падение пострадавшего с высоты – 38,4 %;
- падение, обрушение предметов и материалов –23 %.
Проведенный анализ материалов расследования несчастных случаев на производстве с тяжелыми последствиями за 6 месяцев 2015 год показал, что основными причинами травматизма явились:
- неудовлетворительная организация производства работ (38,4 %);
- неудовлетворительное техническое состояние зданий, сооружений, территории (15,4%).
За январь-июнь 2015г. у работодателей города Улан-Удэ зарегистрировано 10 несчастных случаев не связанных с производством (за аналогичный период 2014 года в г. Улан-Удэ произошло 18 несчастных случаев не связанных с производством).
Оперативные данные территориального органа Роструда о происшедших несчастных случаях ежемесячно направляются в органы исполнительной власти Республики Бурятия, другие ведомства, в правоохранительные органы.
Вместе с тем, реализация комплекса предупредительных мер и мероприятий, назначаемых по результатам расследований несчастных случаев на производстве со стороны только надзорного органа в сфере труда, не приводят к существенному снижению уровня производственного травматизма.
К сожалению, уполномоченными на осуществление ведомственного контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права органами исполнительной власти Республики Бурятия, органами местного самоуправления вопросы роста числа случаев смертельного травматизма, наличествующего высокого уровня несчастных случаев, квалифицированных по результатам расследований как «не связанные с производством», сокрытия работодателями несчастных случаев на производстве в 2014 году и первом квартале 2015 года не рассматривались, в установленном порядке решения или дополнительные меры, направленные на защиту трудовых прав работников не принимались.
Вместе с тем, представляемый надзорным органом анализ нарушений законодательства Российской Федерации об охране труда, причин происшедших несчастных случаев, должен быть обязателен для рассмотрения комиссиями по охране труда, сторонами социального партнерства и служить основой для разработки комплекса дополнительных мер, направленных на предупреждение несчастных случаев на производстве, снижение уровня производственного травматизма среди работников организаций, а также лиц, участвующих в производственной деятельности организаций на условиях гражданско-правового договора, реализацию программ управления производственными рисками и т.д.
С учетом изложенного, территориальный орган Роструда, считает, что главной целью в области охраны труда является собственно защита работников от несчастных случаев на производстве, в качестве одного из тех улучшений условий труда, в которых в Республике Бурятия имеется срочная потребность.
Работодатели города Улан-Удэ в целях предотвращения несчастных случаев на производстве должны четко понимать, что несчастные случаи на производстве не только вызывают страдания и бедствия среди пострадавших и их семей, но также представляют собой значительные материальные потери для самого предпринимателя и общества в целом.
Для многих работодателей является желательным напомнить те меры и методы, которые, как показал опыт в различных странах, являются наиболее действенными в деле сокращения числа несчастных случаев и уменьшения их серьезности. Сегодня все лица, участвующие в производственной деятельности – это и работники, и предприниматели - должны использовать свои лучшие стремления и все имеющиеся в их распоряжении средства в целях содействия предотвращению несчастных случаев на производстве.
Вместе с тем, надо признавать, что основами изучения вопроса предотвращения несчастных случаев являются:
1) исследование причин и обстоятельств несчастных случаев;
2) изучение с помощью статистических данных о несчастных случаях в каждой отрасли экономики с учетом профессиональных рисков, существующих в этих отраслях экономики, частоты несчастных случаев, сравнения показателей травматизма за ряд лет, влияния мер, принятых в целях предотвращения несчастных случаев.
В Республике Бурятия, и в городе Улан-Удэ, в частности, систематическое изучение данного вопроса органами власти не проводится.
В городе Улан-Удэ в своей основной массе зарегистрированы и осуществляют деятельность многочисленные гильдии и иные ассоциации предпринимателей, но, к сожалению, вопросы производственного травматизма, не находятся в поле их деятельности.
Как уже отмечалось выше, поскольку опыт и изучение показали, что частота и серьезность несчастных случаев зависят не только от опасностей, заключающихся в самой работе или в характере оборудования, или различных используемых инструментов, но и от физических, физиологических и психологических факторов, работодателям города Улан-Удэ, органам местного самоуправления, органам здравоохранения следует изучать не только связанные с производством несчастные случаи, но и исследовать также и несчастные случаи не связанные с производством.
Сегодня в полной мере не работает институт пригодности человека к выполняемой им работе и интерес, который он питает к своей работе. Эти факторы, являются факторами первостепенного значения для содействия безопасности, и важно, чтобы в городе Улан-Удэ был институт поощрения научных исследований лучших методов профессионального ориентирования и отбора и их практического применения.
Оставляет желать лучшего и ресурс публикуемых для работников и работодателей сведений и информаций по тематике травматизм в региональной периодической печати и электронных ресурсах. Газеты, телевидение, где учредителями выступают муниципалитеты, крайне редко используют материалы специалистов по предотвращению нечастных случаев на производстве. О лекциях, современных кинофильмах, посещениях предприятий с поставленной системой охраны труда широко и публично говорить также не приходится. Городу Улан-Удэ требуется создание постоянной выставки по охране труда, где можно было бы знакомиться с наилучшими приспособлениями, мероприятиями и методами по предотвращению несчастных случаев и по улучшению техники безопасности (а в отношении машин – видеть их в действии) и где могли бы даваться советы и информация предпринимателям, инженерно-техническим работникам организаций, работникам, студентам учебных заведений и иным гражданам (например, основываясь на анализе несчастных случаев, статистика указывает основной вид несчастных случаев с тяжелыми последствиями, которым является падение пострадавшего с высоты (38,4 % от общего числа случаев). Министерством труда и социального защиты РФ утверждены приказом от 28 марта 2014 года № 155н Правила по охране труда при работах на высоте. Вместе с тем, сегодня трудно назвать учебное профессиональное учреждение, где есть наглядные системы удерживания, позиционирования, страховочные системы, системы канатного доступа, системы для спасения и эвакуации, системы самострахования для работы на высоте).
Следовало рекомендовать, чтобы в каждой отрасли экономики, насколько этого требуют обстоятельства, проводились периодические совещания между территориальным органом Роструда, другими компетентными органами и соответствующими представительными организациями предпринимателей, а также профсоюзов в целях:
1) обсуждения и пересмотра положений в отраслях экономики в отношении частоты и серьезности несчастных случаев, применения и эффективности мер, установленных законом;
2) обсуждения предложений по дальнейшему улучшению дел в отраслях экономики.
Вместе с тем, есть все основания говорить и о том, что региональный ведомственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации об охране труда в подведомственных организациях малоэффективен. В своем большинстве министерства и ведомства не инициируют рассмотрение вопросов производственного травматизма. Анализ работы коллегий министерств и ведомств региона в 2015 году показывает, что вопросы охраны труда, производственного травматизма не являются отчетными, и не охватываются планами и задачами текущего года. Предложения территориального органа Роструда откорректировать задачи министерств, ведомств, органов местного самоуправления на 2015 год в части работы с подконтрольными работодателями по обеспечению соблюдения законодательства РФ о труде и охраны труда, а также обеспечения соблюдения трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда, незамедлительно переадресовываются в адрес иного органа – Министерства экономики Республики Бурятия.
На протяжении многих лет, отношение самого работодателя к происшедшему несчастному случаю на производстве не меняется. Казалось бы, трагедия на производстве должна была бы подвигнуть работодателя на принятие конкретных мер, направленных на предотвращение нечастных случаев на производстве, а в итоге - с трудом разрабатывается (а лучше сказать приобретается посредством интернет во многом не отвечающая требованиям производства документация по охране труда). На практике получается, что даже трагедия на производстве, не во всех случаях способствует введению в штатное расписание должности специалиста по охране труда или созданию службы охраны труда в организации.
Принимая во внимание тот факт, что работники посредством своего поведения на рабочем месте могут и должны в значительной степени содействовать успешному применению защитных мероприятий, государственные органы и муниципалитеты должны использовать свое влияние для обеспечения такого положения, при котором:
1) работодатели делали бы все, что в их силах, для улучшения обучения работников в области предотвращения несчастных случаев;
2) профсоюзы работников путем использования своего влияния на своих членов участвовали бы в этой работе.
Делая основной упор на важность просветительской работы, в качестве основы для такой работы необходимо принятие мер, направленных на:
1) включения в учебные программы школ уроков (факультативов), имеющих целью привить навыки осторожности, уроков по предотвращению несчастных случаев и по оказанию первой помощи;
2) обучение работников и специалистов по охране труда в организациях, и соответствующих центрах подготовки (обучение в масштабах целого региона 3 000 работников в год крайне недостаточно);
3) обучение по предотвращению несчастных случаев на производстве должно сочетаться с обучением немедленного оказания первой помощи в деле уменьшения серьезности последствий несчастных случаев (по данным территориального центра медицины катастроф не более чем 1 000 человек в год проходят соответствующую специализированную подготовку).
С учетом изложенного, в целях предотвращения несчастных случаев, Администрации города Улан-Удэ необходимо:
- обеспечить на муниципальном уровне на системной основе взаимное эффективное сотрудничество сторон социального партнерства по вопросам соблюдения законодательства Российской Федерации об охране труда и принятие дополнительных мер, направленных на сохранение жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности;
- принять дополнительные меры, направленные на увеличение в городе Улан-Удэ количества работодателей, использующих механизмы внутреннего контроля за соблюдением законодательства Российской Федерации об охране труда;
- рассмотреть вопрос об организации работы в городе Улан-Удэ легитимной комиссии по производственному травматизму (или комиссии по охране труда) с целью реализации государственной политики в области охраны труда;
- рекомендовать органам муниципальной власти города Улан-Удэ (администрациям административных районов города) с учетом данных территориального органа Роструда по анализу причин нарушений законодательства Российской Федерации об охране труда разработать комплекс мер по их устранению и предупреждению.
А. И. Пыкин,
Руководитель Государственной инспекции труда - главный государственный инспектор труда в Республике Бурятия