2022 год - Год информационной политики и цифровизации работы профсоюзов 2022 год - Год информационной политики и цифровизации работы профсоюзов 2022 год - Год информационной политики и цифровизации работы профсоюзов



Телеграм Канал профсоюзов Республики Бурятии

Подписывайтесь и первыми и узнавайте новости профсоюзной жизни!
Пресс-служба ООП РБ



ПРОФСОЮЗ ПОЗДРАВЛЯЕТ!




Минтруд РФ предлагает внести изменения в Трудовой кодекс РФ

19 августа 2014
Минтрудом РФ подготовлен Проект федерального закона «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ (в части особенностей регулирования труда лиц, работающих у работодателей - субъектов малого и среднего предпринимательства, средняя численность работников которых не превышает 15 человек).

Основные положения Проекта сводятся к следующему.

1. В случае принятия поправок и дополнений к ТК РФ по соглашению сторон будет допускаться оформление трудового договора без оформления трудовой книжки. При поступлении на работу впервые трудовая книжка может не оформляться. Запись об увольнении (включая основание увольнения) будет вноситься непосредственно в трудовой договор и заверяться печатью работодателя.

С предлагаемыми нововведениями ООП РБ не может согласиться ввиду следующего. Трудовая книжка - удобный документ, удостоверяющий факт работы человека у определенного работодателя в определенный период и в определенной должности. Трудовой договор также подтверждает указанный факт, но он в отсутствие трудовой книжки может быть неудобен в использовании. При поступлении на работу соискатель обычно предоставляет копию трудовой книжки. Если запись о работе в трудовой книжке отсутствует, ему придется предоставлять копии трудовых договоров, что весьма нельзя признать удобным. Удобство использования трудовой книжки подтверждено многолетней практикой.

Трудовые договоры на практике обычно не сшиваются, что может дать простор для злоупотреблений со стороны работников. Так, листы договора, где отсутствует печать работодателя, можно элементарно подменить.

Действующим гражданским законодательством не предусмотрена обязанность индивидуального предпринимателя иметь печать, что на практике затруднит выполнение требований о заверении печатью работодателя записи об увольнении в трудовой книжке.

2. Работодателю с числом работников не более 15 человек предлагается предоставить право не принимать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Положения и условия, регулируемые локальными нормативными актами, должны быть включены непосредственно в трудовой договор.

Трудовые отношения в настоящее время регулируются преимущественно трудовым договором. В случае отсутствия в нем положений, регулирующих определенные отношения, применяются локальные нормативные акты, либо общие положения ТК РФ. Отмена локальных нормативных актов, по мнению ООП РБ, не приведет к существенному упрощению делопроизводства у работодателей с численностью работников не более 15 человек. Наоборот, трудовые договоры станут более громоздкими. Так, нецелесообразно включать в трудовой договор положения таких локальных нормативных актов, как Правила внутреннего трудового распорядка или положение об оплате труда, которые должны быть приняты в виде отдельного документа.

3. Обязанности работодателя с численностью работников не более 15 человек по предоставлению дополнительных отпусков с сохранением среднего заработка, а также иные гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с получением образования, разработчики законопроекта хотят ограничить локальными нормативными актами, трудовым договором или ученическим договором (предлагаемые к введению в ТК РФ новые статьи 308.1, 309.4).

На практике это будет означать затруднения в реализации прав на дополнительные отпуска с сохранением заработной платы, иных гарантий и компенсаций для лиц, совмещающих работу с получением образования. Так, новыми статьями 308.1 и 309.2 предусматривается право работодателя не принимать локальных нормативных актов, чем многие работодатели и будут пользоваться. Вряд ли при поступлении на работу в трудовой договор будут вноситься положения, касающиеся реализации указанных выше прав. Вместе с тем реализация права работника на получение образования не должна ставиться в зависимость от внесения подобной оговорки в трудовой договор. Статьей 43 Конституции РФ гарантировано право на получение образования.

4. Для организаций - субъектов малого или среднего предпринимательства с численностью работников не более 15 человек проект закона предусматривает уменьшение срока предупреждения работника об изменении условий трудового договора по ст.74 ТК РФ с 2 месяцев до 14 дней.

Данное положение считаем дискриминационным, противоречащим ст.2 и ст.3 ТК РФ.

Следует отметить непоследовательность разработчиков проекта, которые для индивидуальных предпринимателей оставили прежний (двухмесячный) срок предупреждения об изменении трудового договора по ст.74 ТК РФ.

5. По замыслу Минтруда РФ, ТК РФ должен быть дополнен статьей 309.6, которая будет предусматривать право включить в трудовой договор иные основания увольнения. Данное положение корреспондирует с положениями гражданского законодательства о свободе договора.

Вместе с тем, по нашему мнению, произвольное включение в трудовой договор иных оснований увольнения выгодно только работодателю и может стать основанием для злоупотреблений со стороны работодателя. Например, включение в текст трудового договора пункта об увольнении в связи с невыполнением определенных показателей (в т.ч. финансовых) позволит увольнять неугодного работника по одним только формальным причинам.

6. Предлагаемая к включению в ТК РФ статья 309.6 ТК РФ противоречива. При увольнении в связи с ликвидацией организации или сокращением численности штата увольняемому работнику согласно проекта закона выплачивается выходное пособие в размере не менее среднего месячного заработка. Конкретный размер выходного пособия работнику устанавливается локальным нормативным актом, коллективным договором, трудовым договором с учетом производительности труда, квалификации, стажа работы, семейного положения и других обстоятельств. Из изложенного следует, что работодателю проще всего будет выплатить самый минимум - среднемесячный заработок. Локальные нормативные акты, как предусматривает проект статей 308.1 и 309.2 ТК РФ, работодатель принимать не обязан.

При этом разработчики проекта предлагают для работодателей с численностью работников не более 15 человек убрать компенсации в виде сохранения среднемесячного заработка на период трудоустройства до 2 месяцев, либо в исключительных случаях до 3 месяцев (ст.178 ТК РФ). Также предлагается внести поправки в ст.318 ТК РФ, а именно, для работников, увольняющихся из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, прописать сохранение среднего месячного заработка на период трудоустройства не свыше 3 месяцев (в действующей редакции кодекса допускается сохранение среднего месячного заработка до 6 месяцев в период трудоустройства). Ухудшение положения работников, уменьшение объема гарантий и компенсаций, по мнению ООП РБ, противоречит п.2 ст.55 Конституции РФ, согласно которой в РФ не должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

Таким образом, можно сделать определенные выводы.

Конституция РФ провозглашает равенство прав и свобод граждан (п.2 ст.6), в том числе трудовых прав. В случае принятия указанного проекта закона права работников, работающих у работодателей - субъектов малого и среднего предпринимательства, средняя численность работников которых не превышает 15 человек, будут нарушены. Указанные работники будут подвергнуты дискриминации, уровень их социальной защищенности будет уменьшен.

Основным документом, регулирующим отношения работодателя и работника, является трудовой договор. ООП РБ считает нецелесообразным установление права перечисленным работодателям не принимать локальных нормативных актов по трудовым вопросам и перенесение положений из локальных нормативных актов непосредственно в трудовой договор.

Ведение трудовых книжек не является значительной нагрузкой для предпринимателей, смысла в их отмене ООП РБ не видит.

Из текста законопроекта неясно, каким образом предлагаемые нововведения позволят увеличить производительность труда или повысить доходы (прибыль) предпринимателей. По мнению профсоюзов Республики Бурятия, помощь властей малому и среднему бизнесу должна быть оказана в форме снижения налогов, ведения налоговых льгот, введения иных стимулирующих мер, но не за счет снижения социальной защищенности и уменьшения гарантий и компенсаций работникам.

По мнению ООП РБ, введение предложенных изменений в ТК РФ может стать толчком для более крупных организаций и предприятий дробиться для формального соответствия критериям субъектов малого предпринимательства в целях получения выгод, которые может им дать законопроект. Вместо помощи малому и среднему бизнесу эффект от предложенных изменений может быть обратный - отток части желающих работать у указанных субъектов малого и среднего предпринимательства, потенциальные злоупотребления (особенно со стороны работодателей).

Назад к списку
Поиск:

Адрес: 670001, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 49

Тел:(3012)21-38-05, Факс: (3012)21-17-16, E-mail: ooprb@yandex.ru