Телеграм Канал профсоюзов Республики Бурятии

Подписывайтесь и первыми и узнавайте новости профсоюзной жизни!
Пресс-служба ООП РБ



ПРОФСОЮЗ ПОЗДРАВЛЯЕТ!




28 апреля 2022 года - Всемирный день охраны труда. В 2022 году Всемирный день охраны труда проводится под лозунгом: «Общими усилиями сформировать позитивную культуру охраны труда».

28 апреля 2022

Тема актуальна для предприятий и организаций нашей страны, где, к сожалению, последние годы, не смотря на многочисленные реформы законодательной базы в области охраны труда,  наблюдается высокий уровень травматизма и профессиональных заболеваний и как основная причина,  которая к этому приводит – отношение к безопасному производству работ, отношение к вопросам безопасных условий труда, культуры охраны труда. Жизнь показывает, что всякий раз за это приходиться платить высокую цену.

Лакмусовой бумажкой о состоянии охраны труда в республики, служат показатели травматизма, которые мы получаем от ГИТ, ФСС и Роспотребнадзора.

Общий анализ травматизма Республики Бурятия в 2021 году 

Общая численность НС          - 185

Легких несчастных случаев  – 144

Тяжелых несчастных случаев -  26

Со смертельным исходом        -  15

 

На что мне хотелось бы обратить Ваше внимание:

1.        В 60 несчастных случаях  (из 144) с легким исходом была  установлена причина - «личная неосторожность пострадавшего».  Данные несчастные случаи расследовались комиссией создаваемой работодателями и что-то мне подсказывает о том, что при расследовании несчастных случаев члены комиссии определили причину (если мягко сказать) не объективно, тем самым работодатели оказали себе медвежью услугу, т.е. неправильно установив причину несчастного случая, просто невозможно выявить риск получения травмы, и как следствие - несчастный случай  обязательно повторится не сегодня, так завтра, а почему? Потому что этот риск не установили и не исключили из производственного процесса. 

У каких работодателей при проведении расследований несчастных случаев установили личную неосторожность?

1.В медицинских учреждениях 19  случаев.

2.В учреждениях жизнеобеспечения в 5 случаях. 

3.И у других работодателей различных отраслей экономики 36 случаев.

Подтверждением указанному на не объективную оценку причины является пример установления «Личной неосторожности» всего в одном случае из 26, когда комиссию возглавлял государственный инспектор.  

1. В 26 несчастных случаев с тяжелым исходом, 4 х несчастных случаев  с легким исходом и 4 х несчастных случая со смертельным исходом,  при расследовании установили, что основной причиной несчастных случаев послужила «неудовлетворительная организация производства работ» у работодателя, что составляет 19%  от всех несчастных случаев, а в 2020 году было свыше 52%, радует, похоже работодатели стали наиболее внимательные к вопросам охраны труда.

2.        Настораживает тот факт, что в 3х  несчастных случая, когда при несчастном случае сам пострадавший находился в состоянии алкогольного опьянения.

По другим обстоятельствам:

3.        В 5 несчастных случаях, пострадавшему была установлена грубая неосторожность от 10 до 60% . в 2х из них причина установления грудой неосторожности являлось нахождение пострадавшего в состоянии алкогольного опьянения и это объективно.

О профессиональных заболеваниях:

4.        В 2021 году было признано 3 профессиональных заболеваний и все у работников АО «Улан-Удэнский авиазавод». Это минимальный показатель по республики за прошедшие годы,  но при этом, в  2021 году в Роспотребнадзор республики подано 22 Заключения ЛПУ для проведения расследований профессиональных заболеваний.

4.1.     АО «Улан-Удэнский авиазавод» - на 6 работников

4.2.     На 3 работника работающих : ПАО «Бурятзолото» и  ООО «Хужир Энтерпрайз»

4.3.     На 2 работника: ФГБОУ «ВСГУТУ»,  ООО «Зун-Хада», ООО «Байкальская авиационная компания и  ООО «Редут».

4.4.     На 1 работника: ООО «Дорстройсервис» и ГАУЗ «РКБ БСМП».

Анализ травматизма и профессиональной заболеваемости показывает (у нас в республики такая информация отсутствует, поэтому я взял статистические данные по России), в  среднем на одного пострадавшего в 2000 году приходилось – 28 дней нетрудоспособности, но в 2020 уже 50 дней нетрудоспособности. Это говорит, что расследуются и регистрируются самые тяжелые случаи, которые уже невозможно скрывать, когда человек почти 2 месяца находится на больничном и в большинстве случаев становится инвалидом. При этом примерно половина смертельных случаев, не связывают с производством, так как работники умирают на рабочих местах от инфаркта или инсульта, как смерть наступившая от общего заболевания.

Я сейчас выскажу позицию профсоюзов: В это день мы должны говорить не только о травматизме и профессиональных заболеваниях, о том как исполнять нормы в области охраны труда установленные государством (о которых нам будут в дальнейшем доведены экспертом Минтруда) но и наверно о том, что нам мешает соблюдать конституционные нормы закрепленные 37 статьей  «Каждый гражданин России имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности». Хочу отметить, что  2 статьей Конституции  закреплена  обязанность государства защищать права и свободу наших  гражданин.

Начну наверное с того, что  в разрез положений ратифицированной Россией 81 Конвенции МОТ «Об инспекции труда», Федеральным законом о государственном и муниципальном контроле (надзоре) введены ограничения в промышленности и торговле», ограничены права инспекторов на проведение проверок без согласований и предупреждений работодателя заранее. Одним росчерком пера вводится мораторий на проверки то из-за пандемии, то из-за экономических санкций. Это конечно объяснимо, но нужно было спрогнозировать последствия принятого решения.

Из Трудового Кодекса изымаются целые статьи, регулирующие деятельность Государственной инспекции труда . 220 Федеральным законом  исключена Статья 360 ТК РФ «Порядок организации и проведения проверок работодателей».

В результате деятельность Роструда полностью подчинена закону Российской Федерации «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», направленному на защиту прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Тем самым проведена защита прав работодателей, а не работников.  Профсоюзы считают, что необходимо решить проблему с регулированием деятельности Государственной инспекции труда и вернуть в Трудовой кодекс статью 360 «Порядок организации и проведения проверок работодателей» и вывести инспекцию из-под действия 220 Федерального закона.

В связи с реализацией «регуляторной гильотины», которая часто безосновательно отменяет обязательные требования, якобы снижая нагрузку на бизнес. Да можно сказать, что она снижается сейчас, в моменте, в краткосрочной перспективе. Но если смотреть чуть дальше в будущее, то неизбежен риск угробить своими руками основную ценность – здоровье человека.

Последние несколько лет, а точнее с введением в действие 426 Федерального закона  все официальные органы отчитываются о снижении травматизма, профессиональной заболеваемости, улучшении условий труда. Процедура проведения спецоценки игнорирует целый ряд гигиенических показателей. Если вычеркнуты вредные факторы из Методики оценки по которой определяется наличие вредных факторов на рабочем месте, это не значит, что они перестали влиять на здоровье работника.

Профсоюзы с самого начала внедрения специальной оценки условий труда заявляли о несоответствии ее результатов реальным условиям труда, о том, что необходимо расширять перечень факторов согласно гигиеническим нормативам, по которым проводится оценка.

Работая на открытом воздухе, у работника не учитываются климатические условия и тепловое воздействие от промышленного оборудования.

Работая в канализационном люке, у работника не оценивается биологический фактор.

Особо отмечаю, что целая группа психофизиологических факторов игнорируется, несмотря на то, что во всех развитых странах и Всемирной организацией здравоохранения стресс рассматривается как заболевание связанное с трудовыми функциями (инфаркт, инсульт), а это означает прямую связь с производством. Я уже не говорю о профессиональной онкологии - нам до этого очень далеко!

Гигиеническая оценка условий труда всегда являлась и должна оставаться в сфере регулирования Роспотребнадзора. Только врачи гигиенисты, только эксперты медицины труда, гигиены труда, и профпатологии могут обеспечить адекватную оценку условий труда, анализ результатов, соотнесение с данными о причинах профессиональных заболеваний и предложить эффективные мероприятия, как защитить и восстановить здоровье трудящихся.

Вернемся к регуляторной гильотине: Вместо четкого понятного всем регламента или правил Минтрудом выпущены лишь Рекомендации. От работодателя требуется лишь факт оформления документа о проведении оценки профессионального риска, все отдано на усмотрение работодателя. Качество оценки, уровень профессиональных рисков на предприятиях ни кем и ни как не контролируется. Я думаю Вы со мной согласитесь, что одна и та же опасность может быть оценена работодателем как высокий риск, так и низкий, все решает он -работодатель.

Профсоюзы предлагают провести работу по регламентации процедур по оценке профессиональных рисков с учетом наработанного опыта Роспотребнадзором, у них давно разработаны и внедрены методики оценки профессионального риска для здоровья работников без всякой предвзятости, причем это сделано специалистами в области медицины труда.

Многолетняя деятельность  МОТ, мировой опыт который мы стараемся перенять, показывают, что социальное партнерство – не только средство стабилизации политического и экономического развития. Становится понятным, что одним из условий эффективности рыночной экономики является создание и поддержание условий для  социального партнерства, основанного на взаимном уважении сторон в трудовых отношениях, понимании проблем друг друга, поиске компромиссных путей решения.

К сожалению, практика последних лет убедила профсоюзы в том, что как во власти,  так и в среде предпринимателей имеются представители не готовые к отношениям на принципах равноправных социальных партнёров, о чем свидетельствуют неоднократные судебные разбирательства с работодателями.

Хотелось бы верить, что при помощи механизмов социального партнерства удастся изменить положение работников к лучшему, избежать острых социальных конфликтов, которые всегда ведут к потерям  и социальным потрясениям.

Надеюсь, что у Министерства экономики (являющимся органом исполнительной власти, который наделен функцией государственного управления охраной труда в республики) найдут возможность довести мнение Вашего социального партнера - профсоюзов до регулятора в области охраны труда России, тем более в программе нашего мероприятия указано, подведение итогов семинара-совещания, а это обязывает Минэкономики предпринимать меры направленные во благо.

День охраны труда - это важно, это то, что хранит нам здоровье и жизнь. Поздравляю Вас всех с днем охраны труда, работать без травм и вреда!

   Г.П.Хрущев,  главный технический инспектор труда  ООП РБ
Выступление мое на ВДОТ 2022 года[47kb]
Профсоюзы Бурятии (5)[8mb]

Назад к списку
Поиск:

Адрес: 670001, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 49

Тел:(3012)21-38-05, Факс: (3012)21-17-16, E-mail: ooprb@yandex.ru