Прошло всего четыре года и наше внимание вновь привлекает новый проект приказа Минтруда от 10 марта 2021 г., и если его примут, то он начнет действовать с 1 сентября 2021 года.
Если Вам не безразлично, каким документом придется руководствоваться в дальнейшей работе, то Вы сможете принять участие в его обсуждении (опубликован на официальном сайте Минтруда РФ).
Что же нового в предлагаемом проекте приказа?
В новом положении определили порядок консультации и взаимодействия по охране труда. Для этого разработали три механизма, которые работодатель должен обеспечить.
Например, предоставить время и выделить ресурсы работникам для участия в обсуждении и решении вопросов по охране труда. Кроме того, работодателя обязали разработать и развивать культуру безопасного труда. Это должно стать одним из ключевых элементов работы СУОТ, который поможет снизить уровни профессиональных рисков. Специалисту по охране труда не рекомендовано (через положение о СУОТ) взваливать на себя всю работу по функционированию СУОТ, привлекать к этой работе своих социальных партнеров-профсоюз, иначе система не заработает, кому можно не разрабатывать СУОТ, какие появятся новые процедуры по охране труда, о методиках управление профессиональными рисками, об обучении и развитию компетенций по охране труда и т.д.
Предлагаю Вашему вниманию статью из журнала «Справочник специалиста по охране труда».
Главный технический инспектор труда ООП РБ – Хрущёв Г.П.
Минтруд опубликовал новое положение системы управления охраной труда
Минтруд разработал проект примерного положения системы управления охраной труда. Он заменит действующее типовое положение, которое утверждено приказом Минтруда от 19.08.2016 № 438н.
В новом положении определили порядок консультации и взаимодействия по охране труда. Для этого разработали три механизма, которые работодатель должен обеспечить. Например, предоставить время и выделить ресурсы работникам для участия в обсуждении и решении вопросов по охране труда. Кроме того, работодателя обязали разработать и развивать культуру безопасного труда. Это должно стать одним из ключевых элементов работы СУОТ, который поможет снизить уровни профессиональных рисков.
Кроме того, в новом положении определили, кому можно не разрабатывать систему управления охраной труда или разработать в упрощенном виде, ввели новые обязательные процедуры по ОТ, по которым нужно разработать регламенты, выделили блок по управлению профрисками, ввели новые мероприятия, которые нужно вносить в план мероприятий по ОТ, прописали требования к обучению и развитию компетенций по ОТ.
Кому можно не разрабатывать СУОТ
По проекту СУОТ можно не разрабатывать:
· физлицам, которые не зарегистрированы как ИП;
· ИП с численностью работников не более 35 человек либо не больше 20 человек для ИП, которые занимаются розничной торговлей;
· работодателям с численностью не более 100 человек, которые не занимаются производственной деятельностью и без производственного оборудования;
· работодателям с численностью от 100 до 500 человек, которые не занимаются производственной деятельностью и без производственного оборудования, но со специалистом по охране труда;
· малым предприятиям.
Структуру СУОТ можно делать упрощенной, если в организации работает не более 100 человек. По действующему типовому положению о СУОТ упростить СУОТ можно в случае, когда в компании не более 15 человек.
Новые процедуры по охране труда
По новому положению необходимо прописать в ЛНА организации порядок разработки и реализации еще 11 процедур по ОТ:
· обеспечение безопасности работников при эксплуатации зданий, сооружений;
· обеспечение безопасности работников при осуществлении технологических процессов, эксплуатации применяемого производственного оборудования, инструментов, сырья и материалов;
· социальное страхование работников;
· расследование, оформление, учет аварий, инцидентов, несчастных случаев и микроповреждений (микротравм), профзаболеваний и реагированию на них в рамках СУОТ;
· взаимодействие с органами госнадзора, органами исполнительной власти и профсоюзного контроля;
· организация и проведение работ повышенной опасности;
· электронный документооборот по охране труда;
· контроль соблюдения требований охраны труда;
· аудио-, видео-, фотофиксация производственных процессов;
· санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников;
· разработка и утверждение правил и инструкций по охране труда.
Управление профессиональными рисками
По новому положению система управления охраной труда будет считаться работающей, если работодатель внедрил процедуру управления профрисками. Для этого работодатель может использовать методики для оценки профрисков. В Минтруде должны разработать рекомендации, которые помогут работодателям выбрать нужную методику оценки профрисков.
План мероприятий по охране труда
В плане мероприятий по охране труда дополнительно нужно будет указать восемь мероприятий:
· улучшение условий труда;
· по результатам управления профрисков;
· по результатам расследования несчастных случаев;
· обучение и развитие знаний работников по охране труда;
· медосмотры;
· обеспечение работников СИЗ;
· выдача молока или других равноценных продуктов;
· оптимальные режимы труда и отдыха.
Кроме того, о результатах исполнения мероприятий нужно будет вносить информацию в специальные государственные информационные системы.
Обучение и развитие компетенций по охране труда
Работодателю придется прописать в ЛНА:
· требования к профподготовке по ОТ работников, к проверке, поддержанию и развитию профподготовки;
· перечень профессий работников и тех, кто выполняет работы повышенной опасности, которые проходят стажировку по охране труда и которые проходят подготовку по ОТ в УЦ;
· перечень работников, которых освободили от первичного и повторного инструктажа и стажировки;
· ответственных за инструктажи на рабочем месте и стажировки по ОТ;
· вопросы по программе инструктажей по ОТ;
· состав комиссии по проверке знаний требований ОТ и правила ее работы;
· перечень вопросов, по которым работникам будут проводить проверку знаний;
· порядок организации подготовки по вопросам оказания первой помощи;
· порядок организации и проведения инструктажей и стажировки.
Адрес: 670001, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 49
Тел:(3012)21-38-05, Факс: (3012)21-17-16, E-mail: ooprb@yandex.ru