ФНПР и соответствующие отраслевые профсоюзы настаивают на законодательном обеспечении такой нормы уже не один десяток лет.
10 августа данный запрос большой армии российских работников бюджетной сферы был однозначно поддержан на совещании по вопросам формирования заработной платы бюджетников и рассмотрению соответствующего законопроекта, организованном партией «Единая Россия» при участии представителей Министерства труда и социальной защиты, Министерства просвещения, Минздрава, Министерства культуры и профсоюзов.
Участники совещания подчеркнули, что до последнего времени большая часть зарплаты бюджетников приходится на компенсационные и стимулирующие выплаты, а многообразие систем оплаты их труда и оснований для установления дополнительных выплат делает процедуру формирования зарплаты непрозрачной и непонятной, а значит несправедливой.
Было сформировано предложение о том, что базовая часть зарплаты учителей, врачей и работников учреждений культуры должна составлять 70%. Более справедливое соотношение оклада и надбавок в структуре зарплаты, в частности, защитит работников от манипуляций руководства.
Позицию ФНПР на совещании представил Олег Соколов, секретарь ФНПР, руководитель Департамента социально-трудовых отношений и социального партнерства.
Он отметил, что Федерация Независимых Профсоюзов России поддерживает необходимость принятия законопроекта, который устанавливал бы единые требования к системам оплаты труда работников бюджетных и муниципальных учреждений. Однако, по нашему мнению, одной поправкой проблему справедливой оплаты труда в бюджетном секторе не решить. И как абсолютно правильно было обозначено в докладах выступающих — проблем гораздо больше…
Дело в том, что Трудовой кодекс РФ содержит «спящие» нормы, которые не реализованы или не работают. К примеру, 16 лет такой нормой был минимальный размер оплаты труда не ниже прожиточного минимума. Сейчас такой нормой является установление базовых ставок (окладов) в бюджетной сфере по профессиональным квалификационным группам.
На практике довольно часто оклады и базовые ставки меньше минимального размера оплаты труда. Получается, что постановления Конституционного суда РФ, касающиеся этих вопросов и принятые в 2017 и 2019 годах, до сих пор не реализованы исполнительной властью.
Следующая норма, которую надо упомянуть в этой связи — соотношение заработной платы руководителей и работников. С одной стороны эта норма есть в Трудовом кодексе РФ, но с другой — за последние годы все больше и больше исключений из этой нормы предлагала именно исполнительная власть, выводя из-под действия этой нормы те или иные бюджетные учреждения.
Именно поэтому у профсоюзов есть основания полагать, что даже после принятия поправки в ТК РФ в предложенном на совещании виде, когда Правительству РФ будет предоставлено право утверждать требования к системам оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений, норма может оставаться «спящей».
Исходя из этого, профсоюзы предлагают наделить Правительство РФ не правом, а обязанностью установления требований к системам оплаты труда работников бюджетных учреждений.
Вторая норма, на которой настаивает Федерация: при выработке Правительством требований к системам оплаты труда работников бюджетных учреждений должна учитываться позиция Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений или соответствующих отраслевых профсоюзов. Сейчас в тексте законопроекта этого нет, но, надеемся, ко второму чтению эта норма обязательно будет внесена как вытекающая из необходимости социального диалога и конституционного положения о том, что «правительство обеспечивает реализацию социального партнерства».
Применение такого комплексного подхода позволит сделать шаг вперед к установлению справедливой системы оплаты труда в бюджетном секторе.
Департамент Аппарата
ФНПР по связям с общественностью,
молодежной политике и развитию профсоюзного движения
Адрес: 670001, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 49
Тел:(3012)21-38-05, Факс: (3012)21-17-16, E-mail: ooprb@yandex.ru