Охрана труда. Новостная лента об изменении норм трудового законодательства в области охраны труда

23 марта 2020

Росархив изменил сроки хранения документов по охране труда

Росархив утвердил новые сроки хранения документов, в том числе по охране труда. Сроки хранения документов по охране труда приведены в разделе 7 нового приказа.

Вид документа

Новый срок хранения

Старый срок хранения

Пункт нового перечня

Отчеты по проведению СОУТ и документы к ним

45 лет

При вредных и опасных условиях труда:

·         50 лет – если документы окончены после 01.01.2003;

·         75 лет – если документы окончены до 01.01.2003

45 лет

При вредных и опасных условиях труда – 75 лет

Подпункт «а» пункта 407

Сертификаты соответствия работ по охране труда

5 лет после истечения срока действия сертификата

Нет

Пункт 408

Документы о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда

5 лет

Постоянно

Пункт 409

Протоколы, заключения психофизических обследований работников

50 лет – если документы окончены после 01.01.2003;

75 лет – если документы окончены до 01.01.2003

Нет

Пункт 413

Списки работающих на производстве с тяжелыми, вредными, опасными условиями труда

50 лет – если документы окончены после 01.01.2003;

75 лет – если документы окончены до 01.01.2003

75 лет

Пункт 414

Наряды-допуски на производство работ в местах действия вредных и опасных производственных факторов, на выполнение особо опасных и вредных работ

1 год – после закрытия наряда-допуска;

45 лет – при производственных травмах, авариях и несчастных случаях на производстве

В зависимости от вида работ

Пункт 415

Журнал учета выдачи нарядов-допусков на производство работ в местах действия вредных и опасных производственных факторов, на выполнение особо опасных и вредных работ

1 год – после закрытия наряда-допуска;

45 лет – при производственных травмах, авариях и несчастных случаях на производстве

До 5 лет в зависимости от отрасли (см., например, п. 294 Федеральных норм и правил, утв. приказом Ростехнадзора от 21.11.2013 № 558)

Пункт 416

Журналы, книги учета инструктажа вводного и на рабочем месте по охране труда

45 лет

10 лет

Подпункт «а» пункта 423

Журналы, книги учета профилактических работ по охране труда, проверки знаний по охране труда

5 лет

10 лет

Подпункт «б» пункта 423

Книги, журналы регистрации, базы данных несчастных случаев на производстве, учета аварий

45 лет

Постоянно

Пункт 424

Уточнили правила, по которым оплачивают расходы пострадавшим от несчастных случаев

 Правительство внесло изменения в порядок оплаты допрасходов на реабилитацию пострадавшим от несчастных случаев на производстве. К допрасходам относят: приобретение лекарств, изготовление и ремонт протезов, санаторно-курортное лечение, профессиональное обучение.

Изменения начнут действовать с 1 июля 2020 года.

По новым правилам ФСС в течение двух рабочих дней, после того как получит от пострадавшего в результате несчастного случая заявление, запросит сведения из программы реабилитации с рекомендациями о видах медицинской, социальной и профессиональной реабилитации. Для инвалидов запрос направят в Пенсионный фонд, для остальных пострадавших – в бюро медико-санитарной экспертизы.

Пострадавший и его доверенное лицо могут также по собственной инициативе представить программу реабилитации пострадавшего.

ФСС в течение 10 дней с момента получения заявления примет решение об оплате дополнительных расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реабилитацию застрахованного. Оплата расходов на медицинскую помощь не предусмотрена.

Источник: постановление Правительства от 10.02.2020 № 114

Планируют изменить правила работы с персоналом в электроэнергетике

 Госдума приняла в первом чтении законопроект по вопросам работы с персоналом в электроэнергетике и теплоснабжении. Планируют отменить двойное обучение и проверку знаний по охране труда работниками. Сейчас различные отраслевые нормативные акты не согласовываются по срокам, периодичности и оформлению процедур между собой.

Одновременно на федеральном портале проектов НПА проходит открытое обсуждение проекта регламента Ростехнадзора по аттестации оперативно-диспетчерского персонала в электроэнергетике. Свои предложения по проекту можно оставить до 4 марта 2020 года.

Напомним, что сейчас оперативно-диспетчерский персонал должен проходить одновременно две аттестации – по постановлению Правительства от 25.10.2019 № 1365 и по приказу Минпромэнерго от 20.07.2006 № 164.

Источник: Госдума

Минтруд утвердил новый порядок, по которому работникам установят инвалидность

 Минтруд опубликовал новый порядок установления причин инвалидности, в том числе после несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Ранее инвалидность устанавливали в соответствии с разъяснением Минтруда от 15.04.2003 № 17.

По новым правилам, для того чтобы установить «трудовое увечье», нужны акт о НС по форме Н-1, решение суда об установлении факта НС на производстве и заключение о причинах повреждения здоровья от госинспектора по охране труда.

Источник: приказ Минтруда от 28.11.2019



В обзоре – ответы на самые популярные вопросы сервиса «Экспертная поддержка».

1. Нужно ли оформить вторую карточку учета выдачи СИЗ работнику, которому положены дополнительные СИЗ

Нет, не нужно.

Оформите только одну личную карточку учета выдачи СИЗ. Это прямо указано в пункте 23 приказа Минздравсоцразвития от 01.06.2009 № 290н. Вести несколько личных карточек для одного работника не нужно.

Как оформить личную карточку учета выдачи СИЗ, читайте в рекомендации.

2. Что делать, если начальник участка отказывается от предписания специалиста по охране труда

Напишите служебную записку на имя руководителя организации о том, что начальник участка не выполняет обязанности по охране труда. К записке приложите все предписания, которые выписали на начальника. Укажите, что игнорирование предписаний может привести к несчастным случаям на производстве и значительным штрафам во время проверок. Попросите руководителя организации обязать начальника участка устранить все нарушения охраны труда по предписаниям и привлечь начальника участка к дисциплинарной ответственности.

Такая служебная записка позволит специалисту по охране труда защитить себя, если произойдет несчастный случай или в организацию придет проверка.

Какие права у специалиста по охране труда, читайте в рекомендации.

3. На какой документ сослаться при организации кабинета по охране труда

Используйте рекомендации по организации работы кабинета охраны труда и уголка охраны труда, утвержденные постановлением Минтруда от 17.01.2001 № 7. В приказе указано, как определить площадь кабинета и чем его оснастить.

Как создать кабинет по охране труда, читайте в рекомендации.

4.  Можно ли наделить одного из работников организации, например финансового директора, правом утверждать документы по охране труда по доверенности

Нет, оформите приказ.

Чтобы наделить сотрудников правом подписи документов по охране труда, достаточно указать это право в одном из локальных нормативных актов, например, приказе руководителя.

Доверенность использовать не следует, так как она позволяет передавать полномочия в рамках гражданского законодательства. По трудовому законодательству полномочия передаются через учредительные и локальные нормативные документы (ст. 8, 20 ТК).

Как возложить обязанности по охране труда на уполномоченного работника, читайте в рекомендации.

5. На какой срок выдавать очки, щитки и каски

У касок защитных срок носки – два года, у очков – до износа, но не больше одного года (приказ Минтруда от 09.12.2014 № 997н), у щитка лицевого – также до износа.

При этом срок носки любых СИЗ до износа не может превышать сроков действия сертификатов и срока годности, указанных в эксплуатационной документации изготовителей СИЗ.

На какой срок выдать СИЗ со сроком носки до износа, читайте в ситуации.

6.  Нужно ли менять приказы по охране труда при смене директора

Нет, не нужно.

Если в организации поменялся руководитель, то менять реквизиты локальных актов или заново утверждать документы не нужно. Директор принимает локальный акт от имени организации. Поэтому при смене руководителя локальные акты не прекращают своего действия. Фамилия и имя прежнего директора в графе «Утверждено» не делает документы недействительными.

Локальный акт утрачивает силу, если истек срок его действия, документ отменяют другим актом, вступает в силу закон или иной нормативный акт, который улучшает условия труда работников по сравнению с теми, которые устанавливает локальный акт организации (ст. 12 ТК).

Нужно ли ежегодно переутверждать документы по охране труда, читайте в ситуации.

7. Сколько штрафов и по какой статье имеет право выписать инспектор Ростехнадзора при проверке соблюдения ТР «Безопасность лифтов»

Инспектор может выписать только один штраф по статье 9.1.1 КоАП. Это следует из самой формулировки статьи, где прописано «Нарушение требований…», то есть указаны требования во множественном числе. В статьях КоАП, которые могут наложить за каждое нарушение, указано единственное число. Сравните часть 3 статьи  5.27.1 КоАП «Допуск работника к…».

Как организовать эксплуатацию лифтов, читайте в рекомендации.

8. Нужно ли повторно проводить СОУТ через пять лет, если декларацию подали позже утверждения отчета о СОУТ

Если все рабочие места были задекларированы, то проводить СОУТ не требуется. Декларация действует пять лет со дня утверждения отчета о СОУТ. Если условия труда сохранились и не было несчастных случаев, то декларация автоматически продляется еще на пять лет.

Как подать декларацию соответствия условий труда, читайте в рекомендации.

9. Нужно ли направлять на медосмотры работников-пенсионеров, если нет оснований по приказу Минздравсоцразвития от 12.04.2011 № 302н

Нет, не нужно.

В законодательстве нет требований, чтобы работодатель направлял работников-пенсионеров на медосмотр при отсутствии для этого других оснований, кроме пенсионного возраста. При этом работники-пенсионеры имеют право по собственному желанию проходить ежегодную диспансеризацию. Работодатель обязан в этом случае по их заявлению освободить от работы с сохранением заработной платы.

Нужно ли направлять работников на медосмотры, если они регулярно проходят диспансеризацию, читайте в ситуации.

10. Нужно ли разрабатывать отдельные инструкции по охране труда для каждой офисной должности работников

Нет, это не обязательно.

Достаточно разработать и утвердить одну общую инструкцию для офисного персонала. В разделе «Общие положения» укажите, на кого именно распространяется действие этой инструкции, с отражением должностей: секретарь, экономист, бухгалтер, главный бухгалтер и т. д.

 

© Материал из Справочной системы «Охрана труда»

Если работник отсудил компенсацию морального вреда за профзаболевание, то работодатель не сможет снизить ее размер

 

Работник получил на работе профзаболевание и отсудил у работодателя 500 тыс. руб. компенсации. Работодатель попытался снизить размер компенсации и указал в суде, что считает сумму завышенной, так как экспертиза установила только средней тяжести вред для здоровья работника.

Суд посчитал, что само по себе несогласие не может повлиять на изменение вынесенного решения. Необходимы доказательства о чрезмерно завышенной сумме компенсации морального вреда.

Суд привел причины принятого решения:

·         тяжесть заболевания соразмерна сумме компенсации;

·         профтрудоспособность утрачена на 40 процентов бессрочно по причине профзаболевания;

·         вред здоровью причинен в результате нарушения безопасности и условий труда работодателем;

·         размер компенсации определен с учетом степени нравственных и физических страданий работника.

·          

Источник: Апелляционное определение Ставропольского краевого суда от 21.01.2020 по делу № 33-3-444/2020

 

«Если работник отсудил компенсацию морального вреда за профзаболевание, то работодатель не сможет снизить ее размер»

Работодателя могут оштрафовать за нарушение, которое допустили больше года назад

 Инспекция труда провела в организации проверку и обнаружила, что работника допустили к работе без обучения по охране труда и проверки знаний. Работника приняли на работу больше года назад, а обучение провели только за два месяца до проверки ГИТ. Организацию оштрафовали на 55 тыс. руб.

Работодатель попытался обжаловать штраф и указал, что фактически прошел срок давности привлечения к ответственности. Суд принял сторону инспекции и разъяснил, что срок давности исчисляют не с момента, когда истек месяц после приема на работу сотрудника, которого нужно обучить, а с момента выявления нарушения (ч. 1 ст. 4.5 КоАП). То есть годичный срок считают со дня, когда инспекция обнаружила нарушение.

 

Источник: постановление Первого кассационного суда общей юрисдикции от 31.01.2020 № 16-428/2020

 
Ростехнадзор разъяснил, нужно ли руководителю организации получать дополнительное профобразование в области промбезопасности

 

Ростехнадзор опубликовал официальное разъяснение, в котором указал, в каком случае руководителю организации нужно получать дополнительное профессиональное образование в области промбезопасности.

Дополнительное профобразование по промбезопасности должны получить (постановление Правительства от 25.10.2019 № 1365):

·         ответственные за производственный контроль требований промбезопасности на ОПО;

·         члены аттестационной комиссии организации, которая осуществляет деятельность в области промбезопасности;

·         специалисты, которые проводят авторский надзор в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта, технического перевооружения, консервации и ликвидации ОПО;

·         лица, кто осуществляет строительный контроль при строительстве, реконструкции, капремонте ОПО.

Руководителю организации нужно получать дополнительное профобразование, если в его должностные обязанности входят эти вопросы. В ином случае получать дополнительное профобразование ему не нужно.

 

Источник: письмо Ростехнадзора от 05.02.2020 № 11-00-15/1016

Что делать работодателю, если он допустил к работе водителя, которого лишили прав

 

Работодатель принял на работу водителя, который был лишен прав на полтора года, но водительское удостоверение в ГИБДД работник не сдал. То есть работодатель не знал о том, что работник лишен прав. Поэтому суд указал, что работодатель не виновен и нет основания, чтобы штрафовать его по статье 12.32 КоАП.

Работодатель не обязан требовать от работника или от уполномоченных органов информацию о лишении работника водительских прав, если водительское удостоверение находится у работника и сведений о лишении прав не поступало (ст. 65 ТК). Более того, такая информация относится к персональным данным, работодатель запрашивает ее только с согласия работника.

Источник: обобщение судебной практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях за III квартал 2019 года в ЯНАО

Подготовил  Г.П.Хрущев, главный технический инспектор ООП РБ

 

 

 


Назад к списку
 Поиск:    

Адрес: 670001, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 49

Тел:(3012)21-38-05, Факс: (3012)21-17-16, E-mail: ooprb@yandex.ru