Ведущие эксперты и деятели искусства обсудили работу профессиональных союзов в культурной сфере в России и за рубежом 16 ноября 2018 года в рамках дискуссионной площадки IPQuorum.Culture на полях Деловой площадки VII Санкт-Петербургского международного культурного форума. Организатор IPQuorum.Culture – ассоциация IPChain («Национальный координационный центр обработки транзакций с правами и объектами интеллектуальной собственности»).
Сессию «Творцы и профессиональные союзы в культуре: мировой опыт и российские тренды» открыл председатель редакционного совета издания «Литературная газета» Юрий Поляков.
- Тема, которую мы обсуждаем сегодня, очень важна для тех, кто занимается творчеством, и в то же время она очень тонкая, потому что, с одной стороны, речь идет о творчестве, об искусстве, о создании произведений искусства, а с другой стороны речь идет о материальной жизни деятелей культуры, об их правовой защищенности, в том числе авторских правах и других моментах, - отметил спикер.
Юрий Поляков рассказал, что в советское время членство в союзах гарантировало определенную социальную защищенность и даже помощь в продвижении сложных и скептически воспринимаемых властью произведений:
- Например, мои запрещенные повести 80-х годов вышли во многом благодаря тому, что Союз писателей бомбардировал соответствующие инстанции письмами с просьбой разрешить публикации.
Спикер отдельно подчеркнул, что юридический статус деятеля культуры и правовые основы деятельности творческих союзов должны быть детально прописаны в Законе о культуре, подготовка которого ведется по указанию Президента РФ. О принципиальной важности этого документа рассказал и главный редактор информационного агентства InterMedia Евгений Сафронов:
- Отечественная культура - это в первую очередь творцы, а вовсе не учреждения и не здания театров и музеев. Никто не спорит и с тем, что без Закона, точно определяющего культурную деятельность и статус творческого работника, защита его интересов будет неэффективной - впрочем, как и в целом будет неэффективной государственная политика в сфере культуры. “Основы законодательства о культуре”, принятые в 1992 г., не дают ответов на многие вопросы, а в цифровую эпоху вообще не могут полноценно работать.
Давайте задумаемся -
понимаем ли мы, кто такие творческие работники? Художник, певец, писатель - да,
тут все очевидно. А библиотекарь, реставратор, хранитель музея, продюсер,
звукорежиссёр, аранжировщик - творческий ли работник, надо ли ему помогать,
надо ли его защищать? Это ведь не только российская проблема, а международная -
ответы на эти вопросы ищут во всём мире - ведут исследования, изменяют и
дополняют законы. За последние 150 лет сфера культуры изменилась кардинально,
но отечественные аналитика, статистика и законодательство находятся чуть ли не
на уровне 50-х годов прошлого века - “Основы законодательства о культуре”,
принятые в 1992 г., не дают ответов на многие вопросы, а в цифровую эпоху
вообще неэффективны. Нельзя считать нормальным то, что, к примеру, в ОКВЭД
просто отсутствует понятие деятельности композитора или сценариста - и это
только один из сотен примеров. Множество законопроектов для сферы культуры
последнего времени застряли на этапе обсуждения - в первую очередь из-за
отсутствия базиса. Закон о культуре, на мой взгляд, может и должен выполнить
эту функцию.
Два года назад мы (информационное агентство InterMedia. – Прим. ред.) совместно
с Советом по интеллектуальной собственности Торгово-промышленной палатой РФ приняли
решение начать комплексное исследование сферы культуры. Системно сфера культуры ранее не изучалась, поэтому
пришлось сначала определить её границы и структуру, изучить подходы большинства
зарубежных стран, разработать методику. Итоги, прямо скажем, впечатлили - в
отрасли вращается около 3 трлн руб. ежегодно, она отличается крайним
разнообразием процессов и вариабельностью, поэтому регулировать её нужно очень
внимательно и осторожно, просчитывая и широко обсуждая каждый шаг. Только тогда
можно будет говорить о действенной защите творческих работников, а значит - и
сферы культуры в целом.
Слова Евгения Сафронова подтвердил Алексей Мазур, 17 лет проработавший финансовым директором концертного агентства «Мельница»:
- Неточные формулировки
в законе могут привести к катастрофическим последствиям. Один из примеров -
объединение концертной отрасли в саморегулируемую организацию: как законопроект
в столь сыром виде внесли в первое чтение в Госдуме - вообще непонятно. Очень
хочется верить, что казусов в законодательстве у нас не будет, и все
законопроекты будут обсуждаться с заинтересованными сторонами.
Есть и положительные сдвиги - буквально сегодня Госдума практически
легализовала самозанятость, закон вступит в силу уже скоро - это хорошая
альтернатива для ИП в отношении творческих работников, но для нормальной работы
ещё нужно вносить множество изменений как в ОКВЭД, так и в другие акты.
Продолжая тему правовой защищенности работников сферы культуры, председатель Российского профсоюза работников культуры Светлана Цыганова рассказала о грустной судьбе Закона о творческих работниках.
- Наш профсоюз и комитет Госдумы по культуре в свое время проделали большую работу по подготовке Закона о творческих работниках. Было проведено множество консультаций, постоянно вносились доработки, чтобы учесть интересы всех заинтересованных сторон, большая работа проведена с Союзом театральных деятелей, но, к сожалению, и этот закон так и не был принят.
Директор Аргентинской ассоциации режиссеров Сильвана Ярмолюк рассказала о международном и региональном сотрудничестве в сфере защиты прав авторов и упомянула недавнее заседание Writers& Directors Worldwide:
- В октябре в Москве мы провели закрытый конгресс Writers & Directors Worldwide – это департамент CISAC (Международная конфедерация обществ авторов и композиторов – Прим. ред.), который занимается правами режиссеров и сценаристов всего мира, и обсудили ситуацию с защитой прав, авторским вознаграждением и другими проблемами отрасли в разных странах.
Певица Ирина Видова-Молчан (Белоруссия) поделилась собственным опытом того, как она самостоятельно решает вопросы сопровождения своей артистической деятельности:
- У многих артистов просто нет таких денег, чтобы оплачивать эфиры и продюсеров. Думаю, понятно, почему многие самостоятельно это контролируют. Поэтому я с энтузиазмом восприняла идею IPChain о создании принципиально новой инвестиционной среды, которая позволяла бы получать нам финансирование под залог наших интеллектуальных прав.
В ходе дискуссии прозвучало и альтернативное мнение по поводу самой идеи творческих союзов. Писатель и основатель проекта «БеспринцЫпные чтения» Александр Цыпкин отметил, что в своей карьере он никогда не сталкивался с необходимостью вступления в какой-либо творческий союз как государственный институт.
- Расскажу про свой проект «БеспринцЫпные чтения», в рамках которого мои рассказы, а потом уже целого ряда писателей читаются со сцены по всему миру. У нас 150 выступлений в 12 странах – мы объединились сами. Мы рекламируем наши выступления в Instagram, у нас есть договор с билетным оператором, мы сами арендуем театры и полностью существуем в чистом налоговом поле и платим налоги со всех выступлений. Есть ли у нас необходимость в каком-то союзе? Наверное, нет. Мы не верим ни в пенсии, ни в какую-то особенную защиту в дальнейшем. Можно ли писателю сегодня прожить исключительно на свой заработок от написания литературных произведений – практически нет.
Павел Соломатин
Адрес: 670001, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 49
Тел:(3012)21-38-05, Факс: (3012)21-17-16, E-mail: ooprb@yandex.ru