Негативные тенденции в состоянии условий труда и здоровья работников обусловлены отсутствием целенаправленной политики Минтруда, до сих пор отсутствует Российская программа по охране труда (только планируется разработать и ввести в действие в 2018 году новую госпрограмму «Безопасный труд»), что в свою очередь на нашем республиканском уровне принята 6 подпрограмма «Улучшение условий и охраны труда Государственной программы Республики Бурятия «Экономическое развитие и инновационная экономика» все затраты на выполнение данной подпрограммы возложены на работодателей, хотя Трудовым кодексом закреплено что одним из основных направлений государственной политики в области охраны труда является участие государства в финансировании мероприятий по охране труда. Для реализации этого направления государственной политики, органы государственной власти Российской Федерации в сфере охраны труда наделены полномочиями разрабатывать и подчеркиваю реализовывать целевые программы улучшения условий и охраны труда и определять расходы на охрану труда за счет средств федерального и республиканского бюджета. Эти требования кстати относятся и к отраслевым ведомствам.
Согласно статистическим данным в 2016 году среди предприятий по видам экономической деятельности наиболее высокий уровень производственного травматизма имеет место в организациях по добыче полезных ископаемых и в обрабатывающих производствах и строительстве. Если посмотреть работу министерств по подведомственности предприятий, то выясним, что ни одним министерством не рассматривался вопрос об обеспечении охраны труда на предприятиях отрасли, отсутствуют управленческие решения по превентивным мерам на профилактику производственного травматизма и профессиональной заболеваемости я уже не говорю об отраслевой программе по охране труда.
Органы государственной власти субъектов РФ полномочны принимать участие в разработке и реализации федеральных целевых программ, разрабатывать и утверждать территориальные целевые программы улучшения условий и охраны труда и определять расходы на охрану труда за счет средств бюджета субъектов РФ. На сегодняшний день у нас в республики нет ни программы, ни закона об охране труда (не надо путать с республиканским законом об госуправлении).
За последние 15 лет произошла практически полная ликвидация промышленной медицины, что негативно отразилось на качестве медицинской помощи работникам и состоянии их здоровья. Из года в год растет инвалидизация у впервые выявленных профессиональных больных. Устанавливается не более 13-15 процентов случаев с подозрениями на профессиональные заболевания. Не уделяется должного внимания профессионально-обусловленным заболеваниям, развитию которых способствуют производственные факторы. Многие профессиональные патологии по формальным признакам переводятся в разряд общих болезней больным своевременно не ставится реальный диагноз и как правило работники лиш9аются права на компенсационные выплаты. Из-за болезней ежегодно теряется до 10 рабочих дней на одного занятого. Среди трудоспособного населения устойчиво растет смертность. Настораживает статистика смертности на рабочих местах, но как констатируют медики по общему заболеванию, хотя при прохождении регулярных медицинских осмотрах патологические отклонения у этих работников не выявлялись. Это наталкивает на мысль о качестве проведения ЛП учреждениями республики медицинских осмотров, а может быть о компетентности медицинских работников.
Проблема безопасности труда усугубляется процессами непродуманных административных реформ на республиканском и муниципальных уровнях, в районах полностью ликвидированы службы охраны труда, отсутствуют целевые программы и всё потому-что не переданы полномочия по осуществлению госуправления охраной труда на муниципальный уровень – причина банальна-отсутствие финансирования и вернулись к тому, что охрана труда финансируется по остаточному принципу. В результате дополнительных расходов, связанных с неблагоприятными условиями труда, Россия в целом теряет по году 2,4% ВВП, не трудно посчитать сколько теряет республика при внутриреспубликанском при 100 с лишним миллиардов рублей обороте.
В масштабах города тоже картина не лучше, ликвидирована структура управления вопросами охраны труда, вопросами управления охраной труда в масштабах города даже в своих подведомственных учреждениях никто не занимается на постоянной основе. Результаты проверок показывают, что руководители предприятий и учреждений из-за своей безграмотности под охраной труда нередко подразумевают технику безопасности, производственную санитарию и т.п. Такая позиция ошибочна. Под охраной труда понимается система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая: правовые, социально-экономические, организационно-технические, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реабилитационные и иные мероприятия. Эти мероприятия имеют своей целью создание условий труда, отвечающих требованиям сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, где техника безопасности или гигиена труда являются ее составляющими. Опять же проверки показали, что ни на одном предприятии в республики нет СУОТ, хотя буквально вторым пунктом 212 статьи ТК РФ указано, работодатели должны разработать и обеспечить функционирование СУОТ. Хочу сказать, что за работодателей уже подумали (используя зарубежный положительный опыт) и рекомендовали строить свои СУОТ по типовому положению, утвержденному Приказом Минтруда России № 438Н от 19 августа 2016 г. который предусматривает работу по обеспечению здоровый и безопасных условиях труда через риск ориентированный подход, т.е. работать должны на опережение. С данной задачей работодатель один не справится, необходимо в этот процесс подключать своих социальных партнеров, причем данная работа должна строится на взаимном уважении и относиться друг к другу как к равноценным и равноправным партнерам.
Трудовой кодекс устанавливает гарантии осуществления права трудящихся на охрану труда и обеспечивает единый порядок регулирования отношений в области охраны труда между работодателями и работниками на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности независимо от сферы хозяйственной деятельности и ведомственной подчиненности используя при этом общественный – профсоюзный контроль за соблюдением прав и законных интересов работников в области охраны труда, создавая свои службы охраны труда которые являются основным звеном в системе управления охраной труда.
Работодателям нужно в полной мере использовать возможность, предоставленную Трудовым кодексом, работа на общественных началах уполномоченных (доверенных лиц) по охране труда, комиссии по охране труда, которая организовывает разработку проекта раздела коллективного договора (соглашения) по охране труда, совместные действия работодателя и работников по обеспечению требований охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний, а также проведение проверок условий и охраны труда на рабочих местах.
Подтверждение тому, что там, где есть профсоюзные организации там уровень травматизма гораздо ниже является то, что у нас все победители Всероссийских смотров конкурсов имеют первичные профсоюзные организации. Поэтому руководителям, у которых нет профсоюзов, следует подумать о ликвидации данного пробела.
Современный этап экономического развития заставляет по новому взглянуть на вопросы безопасности труда. Лозунг «Безопасный труд – хороший бизнес» должен быть очень актуальным в ближайшие годы. Современному работодателю необходимо ясно осознавать экономическую выгоду от создания безопасных и здоровых условий труда на производстве. Новые СУОТ должны создавать новые возможности для развития социального диалога в вопросах охраны труда, как на государственном уровне, так и на отдельно взятого предприятия.
Адрес: 670001, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 49
Тел:(3012)21-38-05, Факс: (3012)21-17-16, E-mail: ooprb@yandex.ru