В июне месяце я представлял Вам информацию о том, что Минтрудом России скоро будет изменен порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников предприятий (учреждений) и вот новая информация.
После публичных обсуждений проект получил отрицательное заключение от Минэкономразвития по следующим основаниям:
Изменения касаются Приложения № 3 приказа 302н, посвященного Порядку проведения медосмотров. Они отнюдь не новые.
Во-первых, хотят вернуть согласование списка контингента, разработанного и утвержденного работодателем, с Роспотребнадзором. Отметим, по нынешним требованиям нужно лишь направлять список контингента в ведомство в уведомительном порядке.
Минэкономразвития в ходе ОРВ посчитал необоснованным необходимость процедуры согласования. Потому как не предложено никаких доводов для таких изменений. К тому же проектом не устанавливаются порядок и сроки согласования списка контингентов в Роспотребнадзоре.
Во-вторых, планируют внести изменения в пункт 44 Порядка, посвященного утверждению заключительного акта по результатам медосмотра. В настоящее время его утверждает только председатель врачебной комиссии. Теперь же может потребоваться и согласование заключительного акты с Роспотребнадзором. Минэкономразвития объяснил причину отклонения этого пункта тем же – изменения не обоснованы.
Еще одно новшество - обязанность лица, поступающего на работу, предоставлять копию своей медицинской карты из поликлиники либо справку, выписку, заключение, карту учета диспансеризации в медицинскую организацию, где планируется проходить предварительный медосмотр. На сегодняшний день порядок предоставления таких документов не определен, потому работнику в мед.учреждении могут и отказать в их получении.
Стоит отметить, что в ходе публичных обсуждений проект получил замечания и предложения от 14 крупных предприятий. Еще 6 крупных корпораций, а также Общероссийский профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства сообщили об отсутствии замечаний и предложений.
Интересно что, разработчики документа ранее предоставляли на согласование полный пакет изменений как к Порядку, так и к Перечню вредных и опасных факторов. Однако, публичное обсуждение с ОРВ тогда прошло неудачно. Вероятно, теперь тактику решили сменить и согласовывать изменения поэтапно.
Мы будем следить за дальнейшим согласованием проекта изменений.
Представляю полный текст Заключения для того, чтобы Вы смогли критично проанализировать основания выдвинутые Минэкономразвития России и представить свои предложения (обоснования) которые мы доведём до Технической инспекции ФНПР для вынесения профсоюзами на РТК при обсуждении данного проекта приказа.
Информацию следует направлять на электронный адрес:
tit-ooprb@mail.ru
Хрущёв Г.П.
Главный технический инспектор труда ООП НРБ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ Минэкономразвития России
об оценке регулирующего воздействия на проект приказа Минздрава России «О внесении изменений в приложение № 3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда»
Минэкономразвития России в соответствии с разделом IV Правил проведения федеральными органами исполнительной власти оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов, проектов поправок к проектам федеральных законов и проектов решений Евразийской экономической комиссии, а также о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1318 (далее – Правила), рассмотрело проект приказа Минздрава России «О внесении изменений в приложение № 3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (далее – проект акта), подготовленный и направленный для подготовки настоящего заключения Минздравом России (далее – разработчик), и сообщает следующее:
Проект акта направлен разработчиком для подготовки настоящего заключения впервые. Разработчиком проведены публичные обсуждения уведомления о подготовке проекта акта в период с 31 января по 21 марта 2017 г., а также проекта акта и сводного отчета в период с 21 марта по 17 апреля 2017 года. Информация об оценке регулирующего воздействия проекта акта размещена разработчиком на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» по адресу: www.regulation.gov.ru (ID проекта 02/08/01-17/00061663).
В соответствии с пунктом 28 Правил Минэкономразвития России провело публичные консультации в отношении проекта акта с представителями субъектов предпринимательской и иной деятельности (справка прилагается). В ходе проведения публичных консультаций были получены замечания и предложения от ПАО «ГМК «Норильский никель», ПАО НК «РуссНефть», АО «Зарубежнефть», ПАО «Газпром нефть», ОООР «Союз работодателей атомной промышленности, энергетики и науки России», АО «Олкон», ПАО «Орскнефтеоргсинтез», ФГУП «ВГСЧ», АО «Росгеология», ПАО «Сибур Холдинг», ПАО «Северсталь», ПАО «РусГидро», ОАО «Сургутнефтегаз», ЗАО «Стройсервис». ООО «ММК-Уголь», РАС, ПАО «Россети», ПАО «ТГК-14», МУП «Подольский троллейбус», ФКП «КГКПЗ» Федеральное казенное предприятие Казанский государственный казенный пороховой завод, Общероссийский профсоюз работников автомобильного транспорта и дорожного хозяйства сообщили об отсутствии замечаний и предложений.
Положениями проекта акта вносятся изменения в приложение № 3 к приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 12 апреля 2011 г. № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда».
Следует отметить, что разработчиком не представлено сведений, объективно подтверждающих наличие существенных проблем в области проведения обязательных предварительных при поступлении на работу и периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работах, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры работников. Согласно информации, указанной в сводном отчете в качестве проблемы, на решение которой направлен предлагаемый способ регулирования, указаны предложенные проектом акта изменения как таковые.
Следует также отметить, что разработчиком не представлено данных относительно количества групп участников затрагиваемых проектом акта отношений, а также их количества, в частности медицинских организаций, центров профессиональной патологии, работодателей. Не представлена оценка расходов субъектов предпринимательской и иной экономической деятельности в связи с вводимым проектом акта регулированием. Обращаем внимание на следующие замечания к положениям проекта акта.
1. Согласно проектируемому пункту 21 список контингента, разработанный и утвержденный работодателем, в 10-дневный срок направляется в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, по фактическому месту нахождения работодателя для согласования. Вместе с тем проектом акта не устанавливаются порядок и сроки согласования списка контингентов в территориальном органе федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно- эпидемиологического надзора. Кроме того, разработчиком не предоставлена информация, обосновывающая необходимость такого согласования. Представляется целесообразным предусмотреть возможность направления указанного перечня в уведомительном порядке. Аналогичное замечание касается проектируемого пункта 44, согласно которому заключительный акт подписывается представителем работодателя и специалистом территориального органа федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного санитарно- эпидемиологического надзора, после чего утверждается председателем врачебной комиссии и заверяется печатью медицинской организации. Целесообразно также дополнить указанный пункт словами «при наличии печати».
2. Согласно информации, указанной в сводном отчете, положения проекта акта вступают в силу со дня его официального опубликования. Переходный период или отсрочка вступления в силу проекта акта его положениями не предусмотрено. Вместе с этим значительное число участников правоотношений, интересы которых затрагиваются предлагаемым регулированием, предполагает необходимость установления достаточного переходного периода для возможности адаптации субъектов предпринимательской и иной деятельности к новым условиям.
На основе проведенной оценки регулирующего воздействия проекта акта с учетом информации, представленной разработчиком в сводном отчете, Минэкономразвития России сделан вывод о недостаточном обосновании решения проблемы предложенным способом регулирования, а также о наличии в нем положений, вводящих избыточные обязанности, запреты и ограничения для физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности или способствующих их введению, а также положений, приводящих к возникновению необоснованных расходов физических и юридических лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, а также бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации. Одновременно с этим обращаем внимание на проектируемую обязанность лица, поступающего на работу, представлять копию медицинской карты пациента, получающего медицинскую помощь в амбулаторных условиях, медицинской организации, к которой лицо, поступающее на работу (работник), прикреплено для медицинского обслуживания, справки, выписки, заключения, а также карту учета диспансеризации. Право пациента либо его законного представителя получать отражающие состояние здоровья медицинские документы, их копии и выписки из медицинских документов установлено частью 5 статьи 22 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 323-ФЗ), при этом указанной статьей оговорено, что основания, порядок и сроки предоставления медицинских документов (их копий) и выписок из них устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Однако до настоящего времени такой порядок не утвержден. Отсутствие механизма реализации установленного статьей 22 Закона № 323-ФЗ права может привести к невозможности получения указанных документов работником и, как следствие, невозможности его трудоустройства, что также влечет за собой соответствующие издержки для работодателя.
Адрес: 670001, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 49
Тел:(3012)21-38-05, Факс: (3012)21-17-16, E-mail: ooprb@yandex.ru