Игорь Шанин, секретарь ФНПР.
«Необходимость создания такой площадки, где в трехстороннем формате стороны социального партнерства на федеральном уровне и на уровне регионов могли бы обсуждать социальные вопросы жителей Севера назрела давно. И опыт проведения таких северных конференций прошлых лет показывает эффективность подобного формата. Понятно, что одной такой конференцией мы не решим все накопившиеся на Севере вопросы. Мы собираем федеральную и региональную власть, профсоюзы и работодателей за одним столом и пытаемся выработать общие консолидированные позиции по актуальным вопросам. Никому не нужны социальные взрывы, но это не значит, что интересы работника и его семьи должны приноситься в жертву политическим решениям и погоне за прибылью. Есть очень хорошие примеры ведения социально-ответственного бизнеса и нужно это поддерживать, но есть, к сожалению и другие примеры. И обратная связь с мест, мониторинг изменений социально-экономической ситуации после вступления в силу соответствующих законов и других нормативно-правовых актов – это то, что позволит минимизировать социальные риски, принимать соответствующие решения на федеральном уровне. Формат Северной конференции позволяет это сделать и поэтому хотелось бы воспринимать ее как постоянно действующую диалоговую площадку для федеральных органов и регионов по совершенствованию нормативно-правовой базы для северян».
Александр Корчагин, Председатель Нефтегазстройпрофсоюза России, председатель Комиссии Генсовета ФНПР по защите социально-экономических прав работников в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностей.
«Вопросы социальной защиты северян всегда были и остаются одними из приоритетных для Нефтегазстройпрофсоюза России. Основной объем добычи углеводородов приходится на северные регионы, где трудозатраты несопоставимо выше, чем в средней полосе и южных широтах. Вся моя трудовая биография связана с Севером и что скрывается за словами «сложные природно-климатические условия» я знаю не понаслышке. Безусловно, многие социальные вопросы могут быть решены и решаются на уровне конкретных предприятий – в нашем профсоюзе есть много примеров социально-ответственного ведения бизнеса даже в самых сложных условиях. Мы заключили соглашения о взаимодействии и сотрудничестве с руководством ряда северных регионов, где нефтегазовый комплекс является основной промышленной отраслью. В Отраслевом соглашении по организациям нефтегазового комплекса есть отдельный раздел, посвященный вопросам северных территорий. Мы ведем активную работу на федеральном уровне по внесению соответствующих изменений в нормативно-правовую базу и то, что наш опыт организации и проведения межрегиональных северных конференций сейчас используется ФНПР на более высоком организационном уровне мы безусловно поддерживаем.
В рамках данной конференции будут обсуждаться вопросы, связанные с возможным включением в состав МРОТ районных коэффициентов и иных процентных надбавок, замораживанием пенсий работающим пенсионерам, вопросы стимулирования социально-ответственного бизнеса и ряд других, решения по которым мы также вырабатываем в рамках нашего отраслевого профсоюза. Но эти вопросы носят надотраслевой характер, они специфичны для всех отраслей. И, консолидируя нашу деятельность с работой наших коллег из других отраслевых профсоюзов, федеральными органами и региональной властью, мы сможем найти нужные решения быстрее и получим более серьезный импульс для их реализации».
Денис Журавлев, Председатель Рослеспрофсоюза.
«Среди вопросов, которые мы планируем рассмотреть на конференции и по которым будут приняты соответствующие рекомендации в адрес федеральных органов и сторон социального партнерства на региональном уровне будут вопросы, связанные с определением состава МРОТ, вопросы пенсионного обеспечения работающих пенсионеров и ряд других, которые сейчас волнуют все северные регионы и уже привели к определенной социальной напряженности. Это новые вызовы времени, требующие немедленной и адекватной реакции еще на стадии обсуждения возможности применения подобных мер. Вместе с тем, есть и старые вопросы, которые так и не нашли своего решения, несмотря на то, что есть соответствующие поручения руководства страны, есть принятые на государственном уровне документы, планы и стратегии, прямо указывающие на необходимость данных решений. Так, принятая 10 лет назад Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года прямо указывает на необходимость решения вопросов обеспечения сбалансированности рынка труда, дифференцированного регулирования миграции и снижения социальных издержек вахтовой миграции. Эти вопросы так и не нашли своего решения и мы по-прежнему наблюдаем неконтролируемую деятельность некоторых организаций, привозящих трудовых мигрантов, которые довольствуются низкой заработной платой и занимают долю рынка труда северных регионов, оставляя местных жителей без работы. Мигранты уезжают – социальная напряженность остается. Это красиво назвали «социальными издержками вахтовой миграции». Проблема специфична не только для нашей отрасли и мы будем поднимать этот вопрос в рамках данной конференции. Без достижения баланса интересов всех сторон социального партнерства решить эту проблему вряд ли возможно.
Хочу отметить, что наши социальные партнеры, представленные на конференции руководством Федерального агентства лесного хозяйства и Российской Ассоциации организаций и предприятий целлюлозно-бумажной промышленности также примут участие в конференции и мы сможем сформировать общую позицию по ряду вопросов.
Юрий Офицеров, заместитель Председателя Всероссийского Электропрофсоюза.
«Хочу напомнить, что проблематику вопросов, связанных с определением состава МРОТ, а также пенсионного обеспечения работающих пенсионеров, с постоянной периодичностью возникающих в обществе, инициировали к рассмотрению отраслевым Профсоюзом наши коллеги из Иркутской территориальной организации ВЭП, когда столкнулись с рядом примеров снижения преференций для работников региона. Понимая, что актуальная тема не может быть рассмотрена только в рамках одного отраслевого Профсоюза, мы привлекли внимание к ней профсоюзов базовых отраслей промышленности и строительства РФ и ФНПР, чтобы, используя наработки проведения прежних межрегиональных северных конференций, более детально, с привлечением заинтересованных представителей сторон социального партнерства федерального уровня, найти нужные решения.
Многие из вопросов, которые планируется рассмотреть в рамках IV Северной конференции не могут быть реализованы без решения главного вопроса – активного использования института социального партнерства – на федеральном и отраслевом уровнях, на уровне регионов или муниципальных образований, уровне конкретных предприятий и организаций. Именно поэтому мы всегда – в том числе и на площадках наших предыдущих северных конференций – настаивали на трехстороннем формате (профсоюзы, работодатели и власть) проведения обсуждения вопросов. Только подобный формат делает принятые решения обязательными для исполнения всеми сторонами социального партнерства. Вместе с тем, надо признать, что сейчас далеко не все уровни института социального взаимодействия работают должным образом, в полной мере реализуют свое право на социальный диалог. И, наряду с мощными, хорошо организованными профсоюзами мы можем видеть формально существующие объединения работодателей, в работе которых не принимают участия основные хозяйствующие субъекты, предприятия и организации отрасли или региона. Мы неоднократно поднимали вопрос о необходимости разработки и принятия конкретных мер, направленных на стимулирование работодателей к участию в социальном диалоге. Есть некоторые подвижки, но этого явно недостаточно. Этот вопрос также будет звучать в повестке конференции. А участие в обсуждении его руководства общероссийских и региональных объединений работодателей поможет нам помочь выработать согласованные решения. Помимо этого, хотелось бы затронуть тему тарифообразования. Коль скоро отрасль электроэнергетики подпадает под государственное регулирование цен, тарифов на услуги организаций производителей и поставщиков тепловой и электрической энергии, то, значит, государство становится участником реализации социальных обязательств перед работниками в рамках отраслевого тарифного соглашения. Пока же мы видим только контролирующие функции государства».
Михаил Тарасенко, Первый заместитель председателя Комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Государственной Думы РФ.
«Привлечение общественности и экспертного сообщества для обсуждения социально-значимых инициатив – это очень серьезная помощь в работе не только Комитета, но и Государственной Думы в целом. При этом формат трехстороннего обсуждения острых вопросов, где дискуссия идет между представителями работников, работодателей и исполнительной власти, позволяет, как правило, находить взаимоприемлемые решения, учитывающие интересы и бизнеса, и работников, а значит и государства. Я принимал участие в первой Северной конференции в г. Сургут, организаторами которой также выступали профсоюзы и считаю, что перевод этого удачного формата на более высокий организационный уровень позволит сделать серьезный шаг вперед в решении социальных вопросов жителей северных регионов».
Адрес: 670001, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 49
Тел:(3012)21-38-05, Факс: (3012)21-17-16, E-mail: ooprb@yandex.ru