Доклад
Председателя ФНПР М.В.Шмакова
на заседании Генерального Совета
Федерации Независимых Профсоюзов России
02 марта 2016 года
О действиях профсоюзов в современных условиях
Уважаемые товарищи!
Мы собрались сегодня в этом зале, для того чтобы обсудить наши действия в период дальнейшего развития негативной ситуации в нашей экономике. Но перед этим необходимо дать четкую и недвусмысленную оценку текущему моменту. Причем как в смысле характеристики уровня экономических проблем, так и тех политических перспектив, которые складываются на сегодняшний день. Любые действия профсоюзов должны исходить из реального положения дел. А оно таково.
В настоящее время в экономике России продолжают
развиваться серьезные негативные тенденции – как накопившийся снежный ком
экономических, структурных и институциональных проблем российской экономики. До
определенного момента высокие цены на энергоносители, возможность
государственного финансирования таких суперпроектов, как государственные программы
развития, Олимпиада и другие, поддерживали потребительский спрос и – через него
– экономику на плаву, оттягивали необходимость проведения экономических и
финансовых реформ. Но с 2014 года к
нерешенным базовым внутренним проблемам добавились серьезные внешние
вызовы: резкое падение цен на нефть, ограничение
доступа на рынки капитала.
Первоначально Правительство Российской Федерации и Банк России декларировали меры, направленные на нормализацию ситуации в экономике и социальной сфере. И надеялись, что с помощью этих мер кризис будет легко ликвидирован как в 2008-2009 гг. Но поскольку уровень новых проблем сложнее, ясно, что прежние рецепты не сработают. Однако серьезно менять экономическую и финансовую политику правительство оказалось не готово, оно пошло по пути, протоптанному еще в 90-е годы.
В конце 2014 года Банк России отпустил рубль в «свободное плавание» и повысил ключевую ставку почти в два раза – до 17 %. Таким образом, предприятия России оказались отрезаны от доступных внутренних кредитов, а граждане страны столкнулись с ростом цен на все импортные, а далее – и отечественные товары.
В январе 2015 года, без обсуждения с социальными партнерами, правительство приняло так называемый «антикризисный план». Прошел год, и сегодня уже можно оценить его эффективность.
Более 80% финансовых средств, предусмотренных в плане, предоставлялось на докапитализацию банков – для поддержания, как было заявлено, необходимого уровня кредитования предприятий приоритетных отраслей экономики. Сегодня можно констатировать: государственные средства, переведенные банкам, не поступили предприятиям, а ушли на валютный рынок спекулянтам, расшатывающим рубль.
При этом Центробанк, мегарегулятор, утверждал, что всё держит под контролем. (Не на эти ли деньги сейчас будет новая приватизация?)
План не содержал мер по активному стимулированию внутреннего спроса, направленного на развитие национального производства. Рост потребительского спроса вообще не был заявлен в качестве приоритета.
В отличие от кризиса 2008-2010 гг., не были приняты меры по увеличению бюджетных расходов на заработную плату и социальные пособия. Было сокращено финансирование отраслей социальной сферы, в том числе расходы на оплату труда работникам бюджетной сферы федерального уровня, на индексацию оплаты труда госслужащих и военнослужащих. Индексация пенсий, социальных выплат и пособий осуществляется существенно ниже фактической инфляции. Отменена индексация пенсий работающим пенсионерам. Не было поставлено даже подобие задачи по ограничению роста цен на товары и продукты первой необходимости.
По оценке Счетной палаты Российской Федерации, формально (в части разработки и принятия нормативных правовых актов) антикризисный план 2015 года по большей части выполнен. Но если оценивать антикризисные мероприятия по результатам, достигнутым в экономике, то в реальности его не удалось реализовать и на 30%. Мероприятия по импортозамещению, предусмотренные прошлогодним антикризисным планом правительства, не дали ощутимых результатов. Исключение составляют лишь агропромышленный и военнопромышленный комплексы - те отрасли, чье финансирование и субсидирование осуществлялось из бюджета страны.
Я специально подчеркиваю: те отрасли, в которых государство применило активную форму поддержки и целевое финансирование, те и развиваются!
В остальных - ситуация плачевная. Устаревшие технологии и износ производственных фондов (по итогам 2014 года - 49%), физически и морально устаревшее оборудование не позволяют производить конкурентоспособную продукцию. В результате фактическая девальвация рубля, которая в обычных условиях стимулирует увеличение экспорта, не привела к увеличению спроса на российские товары за рубежом.
Была оказана поддержка Фонду развития промышленности, предоставляющему предприятиям льготные кредиты. Это - один из хорошо зарекомендовавших себя институтов развития. Однако бюджет Фонда в 2015 году составил 20 млрд. рублей. В условиях неподъемных кредитов это совершенно недостаточная сумма.
Что же мы имеем в результате всех предпринятых правительством и Банком России мер?
Если говорить об антикризисном плане 2015 года, ставящем цель остановить падение экономических показателей и доходов граждан, то можно сказать (хотя тут более трагическая ассоциация): он утонул. Причем по обоим направлениям – и в смысле поддержки экономики, и в смысле поддержки доходов граждан.
Экономика России в 2015 году показала рекордное падение за последние семь лет. Согласно официальной статистике, снижение ВВП составило 3,7%, объем промышленного производства снизился на 3,4%, инвестиции в основной капитал – на 8,4%, оборот розничной торговли – на 10%.
Реальная заработная плата сократилась на 9,5%, а реальные денежные доходы – на 4,0 %. Задолженность по выплате заработной платы выросла за 2015 год на 61%. В начале февраля долги по зарплате выросли за месяц на 21%. Уже сейчас по уровню бедности Россия откатилась на 6-7 лет назад. Впрочем, падение доходов граждан не означает того, что денег нет в принципе. Номинальная заработная плата выросла в 2015 году на 4,6%, а прибыль предприятий и организаций – на 49%. Понятно, что за счет роста цен.
Но в результате получается, что, несмотря на рост - и цен и прибыли, - ни власти, ни бизнес не спешили повышать зарплату работников. По-прежнему сохраняются высокие процентные ставки, а Банк России не принимает мер по предотвращению оттока капитала, не пытается заместить внешние источники кредитования внутренними. Попытки увеличить доходы бюджета за счет увеличения налогового бремени усугубили бегство капитала и падение деловой активности.
Резюмирую: первый антикризисный план не выполнен правительством с точки зрения основополагающих показателей. Вопрос: почему руководители, не справившиеся с работой, продолжают находиться в тех же должностях? Или, слегка перефразируя президента России, "где отставки?". (Вопрос: «Где посадки?» - тоже актуален). (Работник, не выполняющий план, → увольнение, правительство → ?)
Не нужно быть пророком, чтобы предсказать: проведение такой денежно-кредитной политики приведет к дальнейшему спаду производства и инвестиций, снижению конкурентоспособности отечественной промышленности, сжатию потребительского спроса, банкротству предприятий, росту безработицы. Что и происходит сейчас на наших глазах.
В феврале 2016 года разработан второй (условно говоря – антикризисный) план правительства. (Полное название – план действий Правительства Российской Федерации, направленных на обеспечение стабильного социально-экономического развития Российской Федерации в 2016 году). Его проект обсуждался в Российской трехсторонней комиссии. Структурно план состоит одновременно и из серьезных отраслевых направлений работы, и из явно пролоббированных отдельными ведомствами сиюминутных решений. Такое впечатление, что его писали, предварительно пересмотрев мультфильм "Каникулы в Простоквашино", где дядя Федор, кот Матроскин и пес Шарик пишут письмо родителям. Странно, что в финальный текст антикризисной программы не попала фраза: "А на днях я линять начал. Старая шерсть с меня сыплется, зато новая растет чистая, шелковистая". Впрочем, поскольку план еще не утвержден, то от линьки мы не гарантированы. А если более серьезно, то главные наши претензии к новому плану действий правительства просты. Он не рассчитан на серьезную поддержку реального сектора экономики. Он не рассчитан на поддержку и стимулирование внутреннего потребительского спроса. В результате его реализации, в том виде, какой он имеет сейчас, не начнут снова работать предприятия, не произойдет увеличения производимой продукции, а у граждан не будет средств, чтобы приобрести необходимые товары и услуги. Приведу примеры.Подраздел «Поддержка отдельных отраслей экономики», меры по импортозамещению в сельском хозяйстве. Предусмотренный планом объем финансирования – до 10 млрд рублей. Причем финансирование – из неопределенного пока что источника. По оценке экспертов, срок выхода на уровень самообеспечения для сельского хозяйства составит 3-4 года, при этом стоимость объема продукции, которую нужно произвести в сельском хозяйстве с целью импортозамещения, должна составить около 2 трлн рублей.
Вывод: выделенное финансирование обеспечит население нашей страны только 0,5% сельскохозяйственной продукции, необходимой для импортозамещения.
Второй пример.
Поддержка автомобильной промышленности, транспортного машиностроения и сельскохозяйственного машиностроения. Предусмотренный суммарный объем финансирования трех программ – около 160 млрд рублей. По оценке экспертов, финансирование данных мероприятий обеспечит импортозамещение только на 2%, поскольку стоимость объема продукции машиностроения, которую необходимо произвести для импортозамещения, должна составить не менее 8 трлн рублей.
Для понимания масштаба: годовой объем импорта, ввезенного в Российскую Федерацию по всем отраслям экономики в 2014 году, составил более 17 трлн рублей.
Далее. Планируется на 2016 год выделить из антикризисного фонда дополнительно 20 млрд. рублей на докапитализацию Фонда развития промышленности. При этом общий объем необходимого финансирования отобранных заявок составляет более 700 млрд.руб. Вопрос: кому морочат голову подобным финансированием? Это симуляция заботы о развитии промышленности.
Если посмотреть на проект антикризисного плана в ракурсе имитации, то многое станет более понятным.
Планом предусмотрено дополнительное финансирование в сумме 3 млрд. рублей из антикризисного фонда на реализацию дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации. Данными мероприятиями предполагается охватить порядка 50 000 человек. При этом число официально зарегистрированных безработных на сегодня превысило один миллион человек. А вот сумма, выделяемая в плане на развитие малого и среднего предпринимательства в 10 раз больше (33,5 млрд. рублей), чем на дополнительные меры в сфере занятости. При том что реализация данных мероприятий, позволит создать всего лишь около 20400 рабочих мест.
33,5 млрд и 20 400 рабочих мест на фоне одного миллиона - это забота о безработных или имитация?
Другой пример.
Предусмотрены дополнительные 5,5 млрд. руб. на выплату пособий по безработице, но – при условии роста числа безработных граждан. То есть безработные, чтобы получить деньги на пособия, должны надеяться на рост «своих рядов». При этом максимальный размер пособия с 2009 года составляет 4900 рублей. Предложение профсоюзов о повышении максимального размера пособия по безработице до величины прожиточного минимума трудоспособного населения правительством не поддерживается и не рассматривается как одна из первоочередных мер.
Это – внимание к проблеме или его имитация?
Если же рассматривать второй антикризисный план в контексте текущей деятельности правительства и его законодательных инициатив, то можно сделать еще более жесткие выводы.
Вот только некоторые инициативы правительства за последнее время, которые вполне укладываются в общую картину.
Правительство Российской Федерации предлагает расширить возможности для заключения срочных трудовых договоров, чтобы снизить издержки бизнеса, связанные с выполнением требований трудового законодательства. Никаких расчетов о размере этих издержек Министерство экономического развития Российской Федерации до сих пор не предоставило.
Правительство Российской Федерации совершенно сознательно тормозит установление минимального размера оплаты труда на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения. В настоящее время МРОТ составляет 55% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения, с каждым годом разрыв между этими двумя величинами увеличивается.
Низкий МРОТ вынуждает работника трудиться существенно больше восьми часов в день и стимулирует работодателя выплачивать заработную плату работнику «в чёрную».
Правительство Российской Федерации фактически существенно повышает налоги и обязательные платежи на граждан. Введена плата за капитальный ремонт. Введен налог на недвижимость на основе ее кадастровой оценки. В результате – не менее чем в три раза вырастет нагрузка на налогоплательщиков с низким и средним уровнем дохода.
Правительство Российской Федерации цинично и откровенно не выполняет задачу, поставленную Президентом Российской Федерации, в части, образно говоря, "налога на роскошь". Все сведено к повышенному коэффициенту транспортного налога на дорогостоящие автомобили. Никакого "налога на роскошь" не было и не планируется. Никакого прогрессивного налогообложения высоких и сверхвысоких доходов не было, нет и не планируется.
Запущен механизм ликвидации досрочных пенсий для всех категорий работающих путем форсированного выведения этого института из сферы обязательного социального страхования.
С помощью прямого обмана президента пытаются изменить порядок администрирования страховых взносов в системе обязательного социального страхования. Нужно понимать, что за внешне техническим решением передачи функции сбора взносов в социальные фонды налоговым органам стоит очередная попытка возврата к «модернизированному ЕСН». Мы знаем заранее, чем это может окончиться: прямым вмешательством правительства в систему обязательного социального страхования, переходом от принципа социального страхования к государственному обеспечению. (Взнос принадлежит работнику, налог – государству. Неприкрытый грабёж!)
На этом фоне откровенным издевательством над гражданами России выглядит деятельность Правительства Российской Федерации по исполнению "майских указов" президента. Рост заработной платы работников бюджетной сферы обеспечивается либо за счет увольнений (стыдливо называемых оптимизацией), либо за счет прямого шулерства со статистикой средней зарплаты по региону, за счет включения в нее умозрительных доходов малооплачиваемых работников из "серого сектора" экономики.
Остается загадкой – каким образом правительство Российской Федерации планирует выполнить задачу президента по созданию и модернизации 25 млн. высокопроизводительных рабочих мест к 2020 году? В ряде государственных программ показатель создания высокопроизводительных рабочих мест отсутствует в принципе. Но даже если эти рабочие места возникнут, в условиях, когда правительство не планирует тратить на это деньги, – кто на этих местах будет работать? На сегодня система профессионального образования объективно не способна подготовить на создаваемые места квалифицированные кадры, ни в количественном, ни в качественном выражении.
Одновременно продолжается коммерциализация образования, здравоохранения, культуры, ухудшается качество важнейших социальных услуг.
Резюмирую:
1. Серьезных мер по стимулированию реального сектора экономики не предпринимается, инвестиции и кредитование на приемлемых экономических условиях в этот сектор также не производятся, не планируются и ограничиваются формальной имитацией.
2. Вместо проведения политики активного стимулирования внутреннего спроса, как основы экономического роста, бюджетная и финансовая политика правительства страны все более ориентируется на сдерживание роста заработной платы или ее прямое урезание, фактический отказ от социальных гарантий, который маскируют передачей этих льгот и гарантий на региональный уровень.
К чему это может привести страну в среднесрочной перспективе?
Деиндустриализация и массовые банкротства предприятий.
Большинство населения будет снова опрокинуто в бедность.
Увеличение армии безработных будет влиять на уровень зарплат, существенно занижая оплату труда даже высокопрофессиональных специалистов.
Новая приватизация, решение о которой даже не обсуждается сегодня с обществом, приведет к существенному падению государственных доходов.
Образно выражаясь, Россия может снова в социально-экономическом смысле сползти в 90-е годы.
Как этого можно избежать?
Нужны ясно обозначенные приоритеты макроэкономической, промышленной и научно-технической политики.
Необходима согласованность денежно-кредитной политики с этими приоритетами.
Нужно выстроить систему стратегического планирования.
Для решения ключевых вопросов социально-экономического развития страны необходимо усиление институтов социального партнерства на всех уровнях.
Профсоюзы неоднократно предлагали ряд мер, способных обеспечить устойчивый экономический рост и рост благосостояния граждан страны.
На первом месте среди этих мер – крупномасштабные программы импортозамещения, сбалансированные по материальным, финансовым и трудовым ресурсам. Формирование системы прогнозирования спроса и предложения рабочей силы на рынке труда на долгосрочную перспективу в региональном и профессионально-квалификационном разрезах. Удешевление и облегчение доступа к долгосрочным кредитам и сбыту продукции отечественным производителям. Введение контроля над нецелевым использованием кредитов, спекулятивными и мошенническими операциями на финансовом рынке.
Второе – разработка комплекса мер по повышению уровня жизни населения с целью стимулирования совокупного потребительского спроса как фактора роста производства и экономики в целом.
Установить в 2016 году мораторий на все решения и инициативы органов исполнительной власти, приводящие к повышению прямых и косвенных сборов с населения. Определить, что государство, устанавливающее кадастровую стоимость, обязано, при желании собственника, выкупать по этой стоимости недвижимость. С целью повышения оплаты труда наименее оплачиваемых работников считаем целесообразным правительству РФ ввести ограничения на оплату труда топ-менеджмента государственных корпораций, компаний и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых более 50 процентов акций (долей) находится в собственности Российской Федерации.
Третье – это переход к прогрессивному налогообложению доходов и имущества, в том числе освобождение от уплаты НДФЛ доходов ниже прожиточного минимума трудоспособного населения, увеличение налога на дивиденды от акций и введение налога на роскошь. Целесообразно ввести налоги на спекулятивные финансовые операции и чистый вывоз капитала.
Четвертое – искоренение коррупции, в том числе за счет введения ответственности исполнительных органов власти за уровень жизни населения.
Пятое – деофшоризация экономики и прекращение оттока капитала через запрет доступа нерезидентам (компаниям и физическим лицам) к недрам и другим природным ресурсам России, госзаказам, госпрограммам, госсубсидиям, кредитам, концессиям, к собственности и управлению недвижимостью, к жилищному и инфраструктурному строительству, к операциям со сбережениями населения.
Шестое. Многократное увеличение ассигнований на НИОКР с целью ликвидации технологического отставания и технической импортозависимости.
Седьмое.
Изменения в Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». В перечень целей государственной денежно-кредитной политики и деятельности Центрального банка должны быть включены создание условий для экономического роста, увеличения инвестиций и занятости.
И последнее. Срочные меры к изменению системы регулирования экономики, в которой утрачены методы планирования, включая составление балансов, целевого программирования, научно-технического прогнозирования, системного проектирования. Необходимо развертывание системы стратегического планирования с централизацией ключевых функций.
С базовыми предложениями из вышеперечисленных ФНПР обращалась в высшие государственные органы власти еще в сентябре прошлого года. Приняты они не были. На сегодня могу констатировать, если в течение ближайшего времени предлагаемые меры не будут реализованы, то страна может подойти к серьезным социальным потрясениям.
Какими в подобной ситуации должны быть действия профсоюзов?
Поскольку работодатель - государственный и частный - традиционно пытается сэкономить на фонде оплаты труда, внимание должно быть приковано к ситуации в первичных профсоюзных организациях. Любая попытка заморозки, неиндексации зарплат, любая попытка пересмотра коллективного договора должна стать основанием для серьезного разбирательства с экономической ситуацией данного предприятия. Мы знаем о ситуациях, когда профорганизации крупных предприятий, убаюканные тучными годами экономического роста и благополучного социального партнерства, выражали готовность с порога соглашаться на предложения работодателя по заморозке зарплат и проведению сокращений. Перефразируя - на этот раз не президента, а другого исторического деятеля - "не профсоюз для социального партнерства, а социальное партнерство для профсоюза". И оправдывать сдачу позиций пословицами про "худой мир" неприемлемо в ситуации, когда член профсоюза остается и без работы, и без поддержки государства.
Тот же подход применим и к попыткам урезания бюджетов в учреждениях бюджетной сферы. Традиционным оправданием для такой экономии являются ссылки на недостаток средств. На вопрос любого бюджетного министерства "где взять денег?", могу предложить ответ: "в тумбочке, куда их должно было положить министерство финансов". И если денег в тумбочке нет - это основание для отраслевого профсоюза, чтобы предъявить претензии даже не к своему профильному министерству, а к политике правительства в отрасли. Думаю, что если такие претензии возникнут, коллегиальные органы ФНПР обязаны рассмотреть вопрос о солидарных действиях.
Отраслевые профсоюзы, территориальные профобъединения должны немедленно брать на контроль любые сигналы из первичек. В крупных отраслевых профсоюзах мониторинг ситуации на местах поставлен на достойный уровень. Но мы регулярно сталкиваемся с тем, что в тот или иной небольшой профсоюз, чьи ресурсы ограничены, председатели профкомов зачастую не могут даже дозвониться, не говоря уже о том, чтобы получить своевременную квалифицированную помощь. Спрашивается: чем, кроме сбора взносов, такие профсоюзы оправдывают свое существование?
В 2000 году Московская федерация профсоюзов обратилась с призывом "Профсоюзы родственных отраслей, объединяйтесь!". С какими результатами мы движемся к двадцатилетнему юбилею этого призыва?
Пора более внимательно посмотреть на перспективы небольших отраслевых профсоюзов. Помочь им принять правильные решения.
Помощь первичке означает акцент на создании централизованных фондов внутри отраслевых профсоюзов. Только таким образом можно обеспечить юридическую и организационную поддержку неосвобожденным профактивистам. Мы не должны допустить ситуацию, как в 90-е годы прошлого века, когда централизованные фонды профсоюзов были фактически розданы в виде материальной помощи. Настоящая материальная помощь - это не 500 рублей в год, а борьба за нормальный колдоговор, профсоюзный юрист, проявление солидарности, возможность вовремя получить нужную информацию. Это стоит денег. И именно на это стоит тратить деньги в профсоюзной структуре.
Считаю, что нужно продумать и провести в рамках отраслевых профсоюзов, ФНПР в целом, серию акций в поддержку первичек, разработать отраслевые и федеральную программы поддержки профсоюзных организаций. (Собрание руководителей первичных профсоюзных организаций)
В период кризиса у всех возникает желание экономить. Но если экономить на содержании, то скоро от структуры не останется не только содержания, но и формы. Я имею в виду поддержку информационной вертикали в профсоюзах. Дело здесь не просто в распространении информации. По мере роста социальной напряженности в стране у профсоюзов объективно будут сокращаться возможности использовать чужие информационные ресурсы. Причем использовать не только для информирования, но и для пропаганды, агитации, для организации и координации профсоюзных акций. Оставшись без своих информационных ресурсов, образно говоря, без языка, который слышат члены профсоюзов, мы можем жестами в закрытых помещениях, таких как это, рассказывать друг другу правильность наших позиций.
Но что в том будет толку, если об этом не узнают, не поймут и не поддержат наши активисты?! Однако для того, чтобы нашу информацию знали и использовали, людей нужно к этому подталкивать и мотивировать. Необходимо возрождать качественное профсоюзное образование для каждой первички.
Главное, чтобы - в отличие от антикризисных программ - была стимуляция, а не симуляция.
Наша страна находится в очень сложной экономической ситуации. Коэффициентом сложности являются непродуманные и хаотичные действия государственных служащих, отвечающих за экономическую и финансовую политику. В этой ситуации только внутренняя сплоченность, единство в оценке ситуации, общность в действиях поможет российским профсоюзам, объединенным в Федерацию независимых профсоюзов России, не только сохранить, но и усилить нашу организацию, защитить членов профсоюзов.
ВМЕСТЕ МЫ ПОБЕДИМ!
Адрес: 670001, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 49
Тел:(3012)21-38-05, Факс: (3012)21-17-16, E-mail: ooprb@yandex.ru