Телеграм Канал профсоюзов Республики Бурятии

Подписывайтесь и первыми и узнавайте новости профсоюзной жизни!
Пресс-служба ООП РБ



ПРОФСОЮЗ ПОЗДРАВЛЯЕТ!




Актуальные вопросы в сфере оплаты труда работников учреждений культуры

28 января 2016
                 Уровень средней ЗП   и    среднесписочной численности в 2015 году
Минкультуры России в целях исполнения Указа № 597 ежеквартально осуществляет мониторинг за достижением регионами уровня средней ЗП и численности работников учреждений культуры.
 В соответствии с Федеральным планом статработ, срок предоставления ежеквартальной официальной статистической информации Росстатом об уровне средней ЗП работников культуры в организациях государственной и муниципальной форм собственности, установлен   на 35-й рабочий день после отчетного периода.  
В этой связи итоги статистического наблюдения  за 2015 г. будут размещены на официальном сайте Росстата - 01.03.2016 года.
Согласно итогам федерального статистического наблюдения за 9 месяцев 2015 г. среднемесячная ЗП работников учреждений культуры составила всего       24,5 тыс.рублей или 74,1% к средней заработной плате в целом по экономике России (33,1 тыс. рублей) (при плане в «дорожной карте» на 2015 год – 70,3%), в том числе по: федеральным – 46,8 тыс. рублей (или 141,5%), учреждениям культуры субъектов РФ – 29,1 тыс. рублей (или 88,0%), муниципальным учреждениям – 18,8 тыс. рублей (или 56,7%).
При этом по основному персоналу работников учреждений культуры среднемесячная ЗП составила 27,1 тыс. рублей (или 81,8% к средней ЗП по России), в том числе по: федеральным – 56,4 тыс. рублей (170,6%), учреждениям культуры субъектов РФ – 32,9 тыс.рублей (99,5%), муниципальным – 21,0 тыс. рублей (63,6%) (Приложение 2).
За 9 месяцев 2015 г. уровень средней ЗП работников учреждений культуры, установленный региональными «дорожными картами», уже достигли и превысили – 59 регионов, показатель соотношения (70,3 %), установленный отраслевой «дорожной картой», выполнили – 37 регионов.  
Лучшие:
Астраханская область – 110,1% к плану на 2015 год (или 71,6% к средней ЗП по региону);
Пермский край – 108,0% (или 76,7%);
Свердловская область – 107,0% (или 82,8%);
Иркутская область – 106,9% (или 74,9%);
Приморский край – 106,3% (или 79,2%).
В остальных 26 регионах уровень средней ЗП работников учреждений культуры, предусмотренный региональными «дорожными картами» на 2015 год, за 9 месяцев 2015 г. выполнен на 89% – 99%.
Так, например:
Республика Мордовия – на 93,0% к плану на 2015 год (или 64,9% к средней ЗП по региону);
Волгоградская область – на 95,3% (или 61,9%);
Еврейская автономная область – на 95,5% (или 65,2%);
Пензенская область – на 95,9% (или 64,5%);
Республика Саха (Якутия) – на 96,9% (или 69,0%).

По КФО запланированный на 2015 год уровень средней ЗП работников учреждений культуры – 18 543 рубля выполнен в:
Республике Крым – на 102,2% к плану на 2015 год (или 90,0% к средней ЗП по региону);
г. Севастополь – на 102,4% (или 83,5%).

По полученной от субъектов РФ в сфере культуры информации 26 регионов обязуются обеспечить достижение установленного значения по итогам года.
Регионами с наибольшим отклонением от установленного в «дорожной карте» показателя соотношения обозначены следующие причины недостижения:
недостаточность средств муниципальных бюджетов;
низкая стартовая (на начало исполнения Указа № 597) средняя ЗП работников учреждений культуры;
преобладающее количество в муниципальных учреждениях низкооплачиваемых категорий библиотечных и музейных работников.
Несмотря на недостижение установленного значения показателя по ЗП обеспечивается рост ЗП работников муниципальных учреждений культуры за счет проведения мероприятий по оптимизации, выделения из областных бюджетов финансовой помощи муниципальным образованиям на частичное обеспечение расходов на повышение оплаты труда работников муниципальных учреждений.

Среднесписочная численность работников учреждений культуры за отчетный период по сравнению с 2014 г (588,5 тыс.чел.) сократилась в целом на 14,2 тыс.чел. и составила 574,3 тыс.чел., из них по: федеральным учреждениям – 52,8 тыс.чел.; региональным – 176,3 тыс.чел.; муниципальным – 345,6 тыс. чел.
При этом среднесписочная численность основного персонала работников учреждений культуры составила 383,2 тыс.чел. (или 66,7% от всех работников учреждений культуры), из них по: федеральным – 27,2 тыс.чел. (51,4%); региональным – 113,5 тыс.чел. (64,3%); муниципальным – 242,6 тыс.чел. (70,3%).

  Оптимизация численности с учетом увеличения количества и повышение качества предоставления услуг  
Минкультуры России в 2014 году заключили с регионами Соглашения обеспечения выполнения показателей (нормативов) оптимизации сети учреждений культуры.
1 раз в полугодие осуществляется мониторинг и анализ обеспечения выполнения данных показателей (нормативов).
В этой связи разработана форма отчета об уровне достижения указанных показателей, которую регионы заполняют в электронном виде с использованием автоматизированной системы «Статистическая отчетность отрасли по электронному адресу - http//mkstat.ru до 1 марта  - за предыдущий год, до 1 августа - за I полугодие  отчетного года.
По итогам проводимого анализа Минкультуры России направляет в Минфин России информацию о выполнении регионами показателя норматива числа получателей услуг на одного работника учреждений культуры с учетом региональной специфики для учета при распределении бюджетам субъектов Российской Федерации дотации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы.
За I полугодие 2015 г. данный показатель уже достигли и перевыполнили 79 регионов. Остальные 6 регионов выполнили годовой показатель на 98% - 99%, и по итогам 2015 года планируют обеспечить его достижение. Информация направлена в Минфин России письмами от 14.08.2015 № 12143-01-50-НМ и 22.10.2015 № 15752-01-50-НМ.
За счет проведения мероприятий по оптимизации на повышение ЗП работникам учреждений культуры субъектами РФ за I полугодие 2015 г. направлено 4,6 млрд. рублей или 70,5% (при плане на 2015 год – 6,5 млрд. рублей), из них за счет: реструктуризации сети – 484,4 млн. рублей или 74,8% (при плане на 2015 год – 647,2 млн. рублей); оптимизации численности персонала, в том числе АУП – 3,3 млрд. рублей или 82,1% (при плане на 2015 год – 4,1 млрд. рублей); сокращения и оптимизации расходов на содержание учреждений – 762,6 млн. рублей или 42,6% (при плане на 2015 год – 1,8 млрд. рублей). Также на повышение оплаты труда были направлены средств от приносящей доход деятельности в размере 12,6 млрд. рублей или 94,4% (при плане на 2015 год – 13,3 млрд. рублей).   

В соответствии с приказом Минкультуры России от 17.09.2015 № 2429, форма Соглашения, утвержденная приказом от 12.05.2014 № 806, дополнена следующими показателями качества:
увеличение объема доступа граждан к электронным ресурсам в дистанционном режиме;
увеличение числа участников культурно-массовых мероприятий;
темп роста участников клубных формирований;
увеличение охвата населения услугами библиотек;
увеличение охвата населения услугами передвижных культурных центров.
С учетом данных показателей с регионами заключены дополнительные соглашения.  
По итогам 2015 года планируется провести мониторинг и анализ достижения целевых показателей в том числе с учетом показателей качества и уточнения перечня реализуемых мероприятий.
В целях дальнейшего совершенствования эффективности и качества предоставления услуг в сфере культуры, а также для планирования  проведения оптимизационных мероприятий Минкультуры России разработаны проекты распоряжений Правительства РФ о внесении изменений:
в социальные нормативы и нормы, утвержденные распоряжением Правительства РФ от 03.07.1996 № 1063-р (в редакции распоряжения от 13.07.2007 № 923-р);  
в методику определения нормативной потребности субъектов РФ в объектах социальной инфраструктуры, утвержденную распоряжением Правительства РФ от 19.10.1999 № 1683-р (в ред. распоряжения от 23.11.2009 № 1767-р).
Указанные проекты согласованы со всеми субъектами РФ и в настоящее время находятся на согласовании в Минэкономразвития России.
С целью разработки единых подходов и критериев оценки деятельности государственных (муниципальных) учреждений органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления разрабатываются следующие методические рекомендации:
по отнесению организаций культуры к эффективным (неэффективным) по качеству и доступности услуг с учетом функциональной специфики;
по проведению социологического опроса по выявлению оценки уровня удовлетворенности населения услугами организаций культуры;
по организации нестационарного (выездного) обслуживания населения услугами культуры.
Также запланирована разработка рекомендаций:
по формированию органов управления в сфере культуры, предусматривающие объем функций, критерии оценки эффективности работы и нормативы штатной численности с учетом полномочий на региональном, районном и поселенческом уровне;
по заполнению и сдачи форм федерального статистического наблюдения (с подробными инструкциями);
по методике расчета норматива числа получателей услуг на 1 работника по видам организаций культуры и искусства.
В I квартале 2016 г. планируется утверждение Модельного стандарта качества услуг муниципальных учреждений культуры, предусматривающего: требования к объему услуг по уровню полномочий (район, город, село), информационной оснащенности и штатной численности с учетом объемов посещаемости и предельного значения нагрузки на персонал;  показатели доступности услуг;  комплектацию материальной базы.
Изменен показатель «средняя ЗП в субъекте РФ»
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.09.2015 № 973, начиная с итогов 2015 года в качестве средней ЗП в субъектах РФ используется показатель среднемесячной начисленной ЗП наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности)
Во исполнение поручений Правительства РФ от 28.07.2015 № ДМ-П13-83пр, от 03.08.2015 № ОГ-П12-189пр, от 23.11.2015 № ОГ-П12-7915 регионами осуществлена корректировка «дорожных карт» в части ЗП с учетом использования показателя «среднемесячный доход от трудовой деятельности» на 2015 год (оценка) − 2016 год (прогноз).
В соответствии с пунктом 4 постановления Правительства РФ от 14.09.2015 № 973 на 2016 год все субъекты Российской Федерации запланировали уровень средней ЗП работников учреждений культуры не ниже уровня 2015 года.
Согласно прогнозным данным регионов на 2016 год субъектами РФ планируется достигнуть показатель соотношения средней ЗП работников учреждений культуры к средней ЗП в соответствующем регионе в пределах 5% отклонения от отраслевой «дорожной карты» (план – 82,4%) на уровне – 78,0%.  
При этом сократить численность работников учреждений культуры в 2016 году регионами планируется по сравнению с оценочными данными 2015 года на 5,6 тыс. человек (-1,0%).

Уровень средней заработной платы в соотношении с указанным показателем в соответствии с постановлением Правительства РФ от 14.09.2015 № 973 за 2015 год Росстатом будет размещен только 15.04.2016 года.
Показатель соотношения средней ЗП распоряжением Правительства РФ 2606-р установлен в следующем размере:
На 2015 год – 70,3 (факт за 9 месяцев – 74,1%);
На 2016 год – 82,4% (в марте 2016 г. после выведения Росстатом итогов за 2015 год данный показатель планируется уточнить);
На 2017 год – 100%;
На 2018 год – 100%.
Для сведения на 2016 год Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения ЗП-культура утверждены приказом от 30.11.2015
 № 594.

Особенности формирования систем оплаты труда работников государственных и муниципальных учреждений культуры, искусства и кинематографии в 2016 году
Согласно разделу XI Единых рекомендаций по установлению на федеральном, региональном и местном уровнях систем оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений от 25.12.2015 в 2016 году.
 ФОИВ и ГРБС, имеющим в своем ведении учреждения культуры, органам государственной власти субъектов РФ, органам местного самоуправления, руководителям государственных (муниципальных) учреждений культуры, искусства и кинематографии при формировании систем оплаты труда работников необходимо учитывать следующее:
а) в целях реализации Указа № 597 доведение к 2018 году средней ЗП работников учреждений культуры до средней ЗП  в соответствующем регионе осуществляется с учетом повышения оплаты труда в первоочередном порядке работникам, относимым к основному персоналу.
Повышение оплаты труда прочему персоналу учреждений культуры осуществляется в соответствии с трудовым законодательством РФ и иными НПа, содержащими нормы трудового права, и определяющими системы оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений на федеральном, региональном и местном уровнях;
б) размер средней ЗП работников учреждений культуры в региональных "дорожных картах" в 2016 году устанавливается не ниже уровня, достигнутого в 2015 году, в этих целях принимаются все необходимые меры по удержанию номинальных достигнутых значений (постановление Правительства РФ от 14.09.2015  № 973).
При планировании расходов на повышение оплаты труда работников учреждений культуры и оценке достижения значений целевых показателей ЗП, устанавливаемых в региональных "дорожных картах" и соглашениях, используется показатель среднемесячной начисленной ЗП наемных работников в организациях, у индивидуальных предпринимателей и физических лиц (среднемесячного дохода от трудовой деятельности);
г) в целях повышения престижности и привлекательности работы в учреждениях культуры, выполнения целевых значений показателя средней заработной платы работников учреждений культуры рекомендуется совершенствование системы оплаты труда работников государственных (муниципальных) учреждений культуры, осуществлять путем увеличения в структуре заработной платы работников доли части выплат, направленных на оклады (без учета выплат компенсационного характера за работу в местностях с особыми климатическими условиями), до 50-55 процентов, 10-15 процентов предусмотреть на выплаты компенсационного характера, в зависимости от условий оплаты труда работников учреждений культуры. Оставшаяся часть в структуре заработной платы направляется на выплаты стимулирующего характера, в том числе на поощрение работников за выполнение показателей эффективности деятельности в отчетном периоде.
При этом сохраняется обеспечение дифференциации оплаты труда основного и прочего персонала, оптимизации расходов на административно-управленческий и вспомогательный персонал с учетом специфики деятельности учреждения культуры.
д) в государственных (муниципальных) учреждениях исполнительского искусства рекомендуется использовать следующие особенности в оплате труда отдельных работников:
где применяется поспектакльная оплата труда артистического и художественного персонала, размер заработной платы может рассчитываться исходя из разовой концертной ставки и месячного количества выступлений. Размер разовой концертной ставки (за спектакль, выступление, постановку) определяется путем соотношения размера должностного оклада артистического и художественного персонала к месячной норме выступлений, постановок, установленной учреждением самостоятельно;
для работников из числа артистического и художественного персонала, имеющих большой опыт профессиональной деятельности, высокое профессиональное мастерство, яркую творческую индивидуальность, широкое признание зрителей и общественности, устанавливаются индивидуальные условия и размеры оплаты труда, превышающие условия и размеры оплаты труда работников, предусмотренные положением по оплате труда учреждения";
е) объем финансового обеспечения выполнения государственного (муниципального) задания рассчитывается на основании нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг, утверждаемых в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, местной администрацией, с соблюдением Общих требований к определению нормативных затрат на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере культуры, кинематографии, архивного дела, применяемых при расчете объема субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания на оказание государственных (муниципальных) услуг (выполнение работ) государственным (муниципальным) учреждением, утвержденных приказом Минкультуры России  от  09.06.2015 № 1762 (зарегистрирован Минюстом России, № 38207 от 27.06.2015).
                              Нормативно-правовые акты по нормированию труда    
Минкультуры России во исполнение распоряжения Правительства РФ № 2606-р утверждены следующие приказы:
от 30.12.2014 № 2477 «Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в библиотеках» (зарегистрирован в Минюсте России 12.05.2015, № 37244);
от 30.12.2014 № 2478 «Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в зоопарках, фильмофондах, музеях и других организациях музейного типа» (зарегистрирован в Минюсте России 07.05.2015, № 37153);
от 30.12.2014 № 2479 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию штатной численности государственных (муниципальных) учреждений культуры (библиотек, фильмофондов, зоопарков, музеев и других организаций музейного типа) с учетом отраслевой специфики»;
При этом также используются Методические рекомендации по введению нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях культуры с указаниями особенностей введения типовых норм труда в библиотеках, фильмофондах, зоопарках, музеях и других организациях музейного типа (письмо от  03.07.2015 № 231-01-39-НМ);
от 30.12.2015 № 3448 «Об утверждении типовых отраслевых норм труда на работы, выполняемые в культурно-досуговых учреждениях и других организациях культурно-досугового типа» (направлен в Минюст России на государственную регистрацию);
от 30.12.2015 № 3453 «Об утверждении методических рекомендаций по формированию  штатной численности работников государственных (муниципальных) культурно-досуговых учреждений и других организаций культурно-досугового типа с учетом отраслевой специфики».
Кроме того, Минкультуры России в целях оказания методической помощи разработало Методические рекомендации по введению нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях культуры с указаниями особенностей введения типовых норм труда в библиотеках, фильмофондах, зоопарках, музеях и других организациях музейного типа, утвержденных приказами Минкультуры России от 30.12.2014 № 2477 и № 2478.
Приказы и методические рекомендации размещены на официальном сайте Минкультуры России mkrf.ru в разделах «Главная», «Министерство», «Департамент», «Департамент экономики и финансов», «Приказы» / «Методические рекомендации».
В настоящее время начал работу информационный сервис по формированию штатных расписаний учреждений культуры на основе утвержденных норм труда, который позволит рассчитывать нормативную численность работников учреждения в соответствии с выполняемыми в учреждении объемами работ.
На текущее время доступны функции по формированию штатного расписания для библиотек, музеев, зоопарков и культурно-досуговых учреждений.
Одновременно сообщаем, что в целях оказания методической помощи государственным и муниципальным учреждениям Минтрудом России подготовлены и утверждены приказом от 30.09.2013 № 504 Методические рекомендации по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях.

                                                                    Профстандарты
Приказами Минтруда России утверждены 7 профессиональных стандартов в сфере культуры, кинематографии и туризма:
1. Продюсер в области кинематографии (от 08.09.2014 № 610н);
2. Хранитель музейных ценностей (от 04.08.2014 № 537н);
3. Специалист по учету музейных ценностей (от 04.08.2014 № 521н);
4. Экскурсовод (гид) (от 04.08.2014 № 539н);
5. Специалист по техническим процессам художественной деятельности (от 08.09.2014 № 611н);
6. Специалист по видеомонтажу (от 25.05.2015 № 332н);
7. Специалист в оценочной деятельности (от 04.08.2015 № 539н).
За 2015 год Минкультуры России совместно с Федеральной палатой по культуре, Российским профсоюзом работников культуры, с профессиональными сообществами, федеральными подведомственными учреждениями и другими заинтересованными организациями рассмотрены проекты 14 профессиональных стандартов, из которых 3 – согласованы; 11 – направлены в Минтруд России предложения по доработке.
Также Минкультуры России направило в Минтруд России предложения по 50 профессиям (должностям) в сфере культуры, кинематографии и туризма для включения их в Перечень по разработке профессиональных стандартов на 2016 год за счет средств федерального бюджета.
Результаты мониторинга о повышении оплаты труда низкооплачиваемых категорий квалифицированных работников культуры государственных (муниципальных) учреждений, включая библиотечных работников и сотрудников музеев, а также педагогических работников ДШИ, за 2015 год
По данным субъектов РФ, в 2015 году (по сравнению с 2014 годом) отмечен следующий рост средней ЗП по указанным категориям работников:
работники библиотек – с 19,3 тыс. руб. до 20,5 тыс. руб. (на 6,4%);
работники музеев – с 25,6 тыс. руб. до 27,7 тыс. руб. (на 8,0%);
педагоги ДШИ – с 25,4 тыс. руб. до 27,5 тыс. руб. (на 8,3%).
Наибольший рост соотношения средней ЗП указанных категорий работников к средней ЗП в соответствующих регионах за 2015 год (по сравнению с 2014 годом) достигнут следующими субъектами РФ:
по библиотекам: Самарская область – с 64,2% до 80,0% (+15,8%), Ненецкий автономный округ – с 67,8% до 81,1% (+13,3%);
по музеям: Орловская область – с 63,2% до 82,9% (+19,7%), Костромская область – с 64,4% до 83,0% (+18,6%);
по ДШИ: Свердловская область – с 81,8% до 100,7% (+18,9%), Московская область – с 91,6% до 110,0% (+18,4%).
Объем средств, выделенных субъектами РФ на повышение оплаты труда данным категориям работников, в 2015 году составил 9,8 млрд. руб., из них: 46,7 млн. руб. – за счет средств ФБ; 8,9 млрд. руб. – за счет средств консолидированного бюджета субъекта РФ; 803,5 млн. руб. – за счет средств, полученных от приносящей доход деятельности.
Повышение оплаты труда низкооплачиваемых категорий работников в субъектах РФ в 2015 году осуществлялось с учетом выполнения учреждениями показателей эффективности и критериев оценки выполнения трудовой функции.
Минкультуры России в 2014 году утверждены типовые отраслевые нормы труда на работы, выполняемые в том числе в библиотеках и музеях,а также разработаны методические рекомендации по формированию штатной численности и введению нормирования труда в указанных учреждениях с учетом отраслевой специфики.
В настоящее время начал работу информационный сервис по формированию штатных расписаний учреждений культуры на основе утвержденных норм труда, который позволяет рассчитывать нормативную численность работников учреждения в соответствии с выполняемыми в учреждении объемами работ. Функции по формированию штатного расписания сейчас доступны, в том числе для библиотек и музеев.



Назад к списку
Поиск:

Адрес: 670001, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 49

Тел:(3012)21-38-05, Факс: (3012)21-17-16, E-mail: ooprb@yandex.ru