Телеграм Канал профсоюзов Республики Бурятии

Подписывайтесь и первыми и узнавайте новости профсоюзной жизни!
Пресс-служба ООП РБ



ПРОФСОЮЗ ПОЗДРАВЛЯЕТ!




О некоторых особенностях проекта Федерального закона «О культуре в Российской Федерации»

25 ноября 2015
Как известно, в настоящее время культурная деятельность в Российской Федерации определяется Законом Российской Федерации от 09.10.92 № 3612-1 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре».
  В связи с огромными изменениями, произошедшими за эти годы в социально-экономической и культурной жизни страны, разработан проект федерального закона «О культуре в Российской Федерации» (далее – Проект), который определяет основные принципы правового регулирования взаимоотношений в сфере культуры.
  Указанный Проект после многочисленных обсуждений и доработок, направлен на рассмотрение в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации.    
   Одной из главных задач, определенной Проектом (статья 4 «Задачи законодательства Российской Федерации о культуре»), является единство правового регулирования отношений в сфере культуры. Реализация этой задачи позволит обеспечить участие в культурной деятельности каждого жителя Российской Федерации, нивелировать разницу в уровне развития культурной инфраструктуры регионов, обеспечить равные возможности как для творчества, так и для доступа к культурным ценностям независимо от места проживания и уровня доходов.
  В Главе 3 Проекта  «Полномочия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере культуры, права органов местного самоуправления в сфере культуры»  системно изложены основные полномочия указанных органов, определена ответственность чиновников всех уровней за реализацию культурной политики, обязательный учет всех культурных аспектов в государственных и муниципальных программах.
В соответствии со статьей 72  Конституции Российской Федерации общие вопросы культуры находятся в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов, поэтому разграничение полномочий между властными органами всех уровней, а также их взаимодействие являются чрезвычайно важными.
Основные полномочия федеральных органов, установленные Проектом, содержат целый ряд инноваций  (статья 25 «Полномочия федеральных органов государственной власти в сфере культуры»):
1.Создание целевых бюджетных фондов для поддержки культуры.
2.Предоставление государственных грантов в сфере культуры.
3.Установление налоговых льгот, стимулирующих сохранение и развитие культуры и минимального бюджетного финансирования государственных и муниципальных организаций культуры.
4.Организация и поддержка федеральных учреждений культуры и искусства.
5.Федеральные органы государственной власти вправе участвовать в осуществлении мер государственной поддержки муниципальным учреждениям культуры и образовательным организациям в сфере культуры и искусства.
По сравнению с действующим законодательством проект добавляет новые полномочия органам государственной власти субъектов Российской Федерации (статья 26 «Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере культуры»), которые:
1.Устанавливают государственные гарантии прав и свобод в сфере культуры, дополняющие государственные гарантии, установленные настоящим Федеральным законом, иными Федеральными законами, защиту прав и свобод в сфере культуры.
2.Утверждают бюджет субъектов Российской Федерации в части расходов на культуру.
3.Утверждают региональные целевые программы сохранения и развития культуры.
4.Предоставляют государственные гранты субъектов Российской Федерации в сфере культуры.
5.Комплектуют и обеспечивают сохранность библиотечных фондов.
6.Определяют порядок долевого участия субъектов Российской Федерации в финансировании Федеральной целевой программы в сфере культуры в части, относящейся к культурной деятельности субъектов Российской Федерации и (или) на территории субъектов Российской Федерации.
7. Формируют  региональные фонды развития культуры.
Проект не ограничивается уточнением обязанностей государства, а очерчивает также зону ответственности муниципальных образований в сфере культуры (Глава 4 «Обязанности государства и муниципальных образований в сфере культуры»). Это является новеллой для российского законодательства и в полной мере отвечает новому пониманию культуры и ее роли в жизни государства и  общества.
Перечень обязанностей государства и муниципальных органов в Проекте существенно расширен по сравнению с действующим законодательством. Это касается следующих положений:
1.Создание и поддержка организаций культуры.
2. Инвестирование средств и (или) создание условий для инвестирования средств в создание организаций культуры независимо от их организационно-правовых форм, в развитие инфраструктуры в сфере культуры на территории Российской Федерации, в деятельность по сохранению и развитию единого культурного пространства на территории Российской Федерации, в развитие информационных и коммуникационных технологий в сфере культуры.
3.Создание условий для сохранения бесплатных услуг в сфере культуры согласно утверждаемым перечням бесплатных услуг в сфере культуры.
4.Обеспечение создания передвижных систем предоставления культурных благ.
Также Проектом впервые вводится обязанность государства и муниципальных образований по поддержке научных исследований в сфере культуры, а также конкретные меры в отношении образовательной и научной деятельности в сфере культуры (статья 31 «Обязанности государства и муниципальных образований по поддержке образовательной и научно-исследовательской деятельности в сфере культуры и искусства»).
Действующее законодательство о науке не устанавливает полномочий муниципальных образований в указанной сфере, поэтому положения данной статьи об обязанности органов местного самоуправления по обеспечению развития научно-исследовательской деятельности в сфере культуры и искусства посредством системы мер по поддержке научных исследований, создание условий для функционирования и развития научно-исследовательских организаций в сфере культуры и искусства является абсолютной инновацией.  
В Главе 7 проекта «Гарантии прав творческих работников и государственная политика в сфере положения творческих работников и объединений творческих работников» устанавливаются гарантии прав лиц, являющихся творческими работниками, определяются меры поддержки творческих работников и их объединений. Согласно Проекту Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления в рамках своей компетенции могут:
1.Предоставлять индивидуальные гранты.
2.Учреждать именные премии за особые достижения в сфере культуры.
3.Устанавливать надбавки к должностным окладам творческих работников.
4.Устанавливать  повышенные тарифные ставки специалистам государственных организаций культуры, в том числе работающим в сельской местности.
5.Устанавливать минимальные ставки вознаграждения, выплачиваемые организациям культуры, входящим в их ведение.
Кроме этого, Проект наделяет объединения творческих работников, профсоюзы и другие общественные организации творческих работников правом создания служб содействия трудоустройству и специальных фондов для оказания социальной поддержке указанной категории граждан (статья 55 «Социальная поддержка лиц, работающих в сфере культуры»).
Руководство Профсоюза держит под особым контролем ход работы над проектом Федерального закона «О культуре в Российской Федерации», поддерживает постоянный контакт с членами Комитета по культуре Государственной Думы Российской Федерации, ответственными работниками Министерства культуры Российской Федерации, Союзом театральных деятелей, научными институтами по вопросам изменений и дополнений, вносимых в указанный законопроект.

Приложение: проект Федерального закона «О культуре в Российской Федерации».

Записка по Законопроекту о КУЛЬТУРЕ[48kb]
текст проекта закона о культуре - д[387kb]

Назад к списку
Поиск:

Адрес: 670001, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 49

Тел:(3012)21-38-05, Факс: (3012)21-17-16, E-mail: ooprb@yandex.ru