2023 год – Год укрепления и развития социального партнерства 2023 год – Год укрепления и развития социального партнерства 2023 год – Год укрепления и развития социального партнерства



Телеграм Канал профсоюзов Республики Бурятии

Подписывайтесь и первыми и узнавайте новости профсоюзной жизни!
Пресс-служба ООП РБ



ПРОФСОЮЗ ПОЗДРАВЛЯЕТ!




Выступление Председателя БРО профсоюза работников народного образования и науки Ларисы Дамбаевны Жанаевой на митинге профсоюзов РБ 7 октября 2015 года в городе Улан-Удэ

12 октября 2015
Выполняя основные цели и задачи Общероссийского Профсоюза образования республиканский комитет Профсоюза работников народного образования и науки Российской Федерации  проводит целенаправленную работу по защите социально трудовых прав и профессиональных интересов работников образования.  Серьезное значение придается вопросу соблюдения законодательства  о труде работников образовательных учреждений.
    Значительная часть нарушений в сфере образования связана с несоблюдением требований к порядку заключения и содержанию трудовых договоров (4554 нарушения), своевременности и полноты выплаты зарплат, а также нормирования труда (3942 нарушения).
Республиканский комитетом Профсоюза в Республике Бурятия, в целях защиты трудовых прав работников учреждений образования регионального и местного уровней, ежегодно проводятся соответствующие проверки.
   Результаты этих проверок неутешительны, и свидетельствуют о необходимости принятия дополнительных мер как органами исполнительной власти республики, так и органами местного самоуправления, направленных в конечном итоге на соблюдение работодателями трудовых прав работников системы образования, включая право на безопасные условия труда. Эти меры также должны способствовать привлечению квалифицированных кадров в учреждения системы образования, изменению системы профессиональной переподготовки кадров, повышению персональной ответственности специалистов кадровых, экономических, бухгалтерских служб учреждений и служб по охране труда.
Результаты проверок образовательных учреждений прямо указывают, на то, что нарушения по оплате труда и по трудовому договору есть и это в тот самый момент, когда в учреждениях образования внедряется так называемый эффективный контракт с педагогическим работниками. Между тем, под эффективным контрактом понимается трудовой договор с работником образования, в котором конкретизированы его трудовые обязанности, условия оплаты труда, показатели и критерии оценки эффективности для назначения стимулирующих выплат в зависимости от результатов труда и качества оказываемых государственных услуг. Законодатель предусматривал, что переход на эффективный контракт будет способствовать привлекательности и престижности работы учителя, а также повысит уровень квалификации педагогов. На практике, при переходе на эффективный контракт, присутствует элемент предупреждения о прекращении трудового договора, если работник сферы образования откажется трудиться в новых условиях. Кроме того, отдельные работодатели эффективный контракт восприняли, как дополнительное основание для перевода педагогов на срочный трудовой договор, а где-то, и как возможность уменьшить учебную нагрузку педагогов – пенсионеров и т.д. Содержание эффективного контракта также оставляет желать лучшего.
В 2014 году поступило 234 обращения, из них устных – 220, письменных – 14, судебных исков по пенсионным спорам – 14.
На начало октября 2015 года поступило 67 обращений: из них устных – 59, письменных – 8, составлено 13 судебных исков по пенсионным спорам. Все иски были удовлетворены.
Анализ   индивидуальных трудовых споров, рассмотренных во вне судебном порядке  за 2014 - 2015 годы позволяет сделать вывод, что наиболее распространенными нарушениями трудового законодательства, приводящими к возникновению индивидуальных трудовых споров, являются:
•     несоблюдение порядка заключения и определения условий и содержания трудового договора;
•     несоблюдение работодателем необходимой процедуры при приеме  и оформлении трудовых отношений с работниками;
•    распределение стимулирующего фонда оплаты труда, надбавок и доплат (распределение данного фонда только среди педагогического персонала образовательного учреждения);
•    вопросы, связанные с процедурой соблюдения трудовых прав работников при реорганизации образовательных учреждений;
•    вопросы, связанные с изменением трудовой функции работника или его ведомственной подчиненности при передаче штатов младшего обслуживающего персонала образовательных учреждений в штаты районных управлений образования;
•    отказ работодателя в доведении заработной платы части работников, относящихся к младшему обслуживающему персоналу и учебно-вспомогательному персоналу в доведении заработной платы до уровня МРОТ;
Прохождение предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров в отдельных случаях осуществляется за счет собственных средств работников образования. Не во всех образовательных учреждениях проведены мероприятия по аттестации рабочих мест.  
Начавшийся этап проведения мероприятий по специальной оценке условий труда в 2014 году охватил только 18 учреждений образований, а в 2015 – 45.
Нерешенные вопросы финансирования мероприятий по охране труда, игнорирование должностными лицами требований законодательства Российской Федерации о труде, государственных нормативных требований по охране труда привело к значительному росту и числа виновных лиц, допустивших нарушения в сфере труда и соответственно сумм наложенных штрафов (соотношение показателей числа субъектов административной ответственности в регионе по сравнению с данными 2013 года составило в 2014 году 177%, а показателей общей суммы наложенных административных штрафов - 259%).
Результаты деятельности республиканского комитета Профсоюза свидетельствует, что основными причинами нарушений трудового законодательства в сфере образования являются:
- низкий уровень правовых знаний работодателей и работников в вопросах трудового законодательства;
- неудовлетворительное экономическое, финансовое и технологическое состояние большого числа образовательных учреждений;
- отсутствие системы эффективно действующих экономических, административных и правовых механизмов, стимулирующих работодателей к безусловному соблюдению требований законодательства о трудовых и непосредственно связанных с ними правах и свободах граждан;
- отсутствие подкрепления соответствующими источниками финансирования различных социальных гарантий и льгот, предусматриваемых при разработке и принятии на федеральном и региональном уровнях законов и иных нормативных правовых актов, генеральных, отраслевых (тарифных) и региональных соглашений, наряду с нецелевым или экономически необоснованным использованием имеющихся финансовых средств;
- ненадлежащее осуществление внутриведомственного регионального и муниципального контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда, а также самих работодателей в системе образования;
   Существующие проблемы соблюдения трудовых прав работников учреждений образования обозначены, они требуют своего разрешения как на региональном и местном уровнях, так и на уровне ответственных работодателей.
По законопроекту о применении субъектами Российской Федерации критериев нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки в адрес   Министра труда и социальной защиты Российской Федерации М.А. Топилина направлено Обращение от Общероссийского Профсоюза образования.
Законопроект предполагает оптимизацию предоставления регионами отдельных мер социальной поддержки по компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах (поселках городского типа) в образовательных организациях субъектов Российской Федерации.
Данные положения законопроекта вызывают крайнюю озабоченность, поскольку введение предложенных критериев нуждаемости может привести к резкому снижению уровня трудовых прав, свобод и гарантий педагогических работников, закрепленных в Федеральном законе от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» , а также уменьшению гарантий их реализации, в том числе ограничению права педагогических работников, проживающих и работающих в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Права и гарантии педагогических работников, которые установлены Федеральным законом об образовании, направлены на укрепление и развитие кадрового потенциала всей системы образования России и являются одним из важнейших инструментов создания условий для обеспечения доступности качественного образования в сельской местности.
В соответствии с пунктом 8 статьи 47 Федерального закона об образовании педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения.
Применение принципа нуждаемости при предоставлении мер социальной поддержки может привести к минимизации и даже ликвидации возможности реализации указанного права, что может вызвать резкое обострение проблем кадрового обеспечения образовательных организаций, осуществляющих свою деятельность в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа).
В адрес секретаря Российской трехсторонней комиссии   направлено обращение Совета Ассоциации профсоюзов работников непроизводственной сферы о несогласии  с рядом позиций, включенных в основные направления  бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годы.
Совет Ассоциации не может согласиться с изменением подходов к реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 по повышению реальной заработной платы отдельных работников бюджетной сферы:
-    со снижением объема дотаций федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы;
- с корректировкой в течение всего планового периода динамики роста заработной платы работников бюджетной сферы, определенных Указами Президента РФ, с учетом сложившейся и прогнозируемой финансово-экономической ситуации в стране. Это фактически ставит под сомнение реализацию нормативных актов Правительства РФ, а также региональных «дорожных карт», утвержденных органами государственной власти   субъектов РФ, в части динамики ежегодного роста уровня оплаты труда определенных категорий работников, означает фиксацию размеров зарплаты работников до конца планируемого периода, что на фоне сложившегося в 2014-2015 годах и прогнозируемого уровня инфляции приведет к снижению реальной заработной платы работников;

- с предлагаемыми изменениями механизма федерального статистического наблюдения в целях мониторинга реализации Указов Президента РФ, ориентированными на пересмотр исходной базы расчета средней заработной платы, как в отраслях бюджетной сферы, так и в целом в экономике, и фактически означающими ревизию майских Указов Президента РФ, предусматривающих повышение к 2018 году средней заработной платы определенной категории работников бюджетной сферы до соответствующего уровня (т.е. замена понятия «средняя заработная плата» на понятие «среднемесячный доход от трудовой деятельности»; учет ряда выплат, носящих социальных характер, не связанных с осуществлением работниками бюджетной сферы трудовых функций);
- с введением при оценке достижения ориентиров, установленных при повышении заработной платы, таких дополнительных условий, как сопоставимость продолжительности рабочего времени и отпусков, для чего (как выяснилось в ходе обсуждения на рабочей группе) предполагается введение понижающих коэффициентов к заработной плате педагогических и медицинских работников, имеющих право на сокращенную продолжительность рабочего времени и удлиненные отпуска.
- с установлением допустимого отклонения уровня средней зарплаты работников от целевого ориентира по итогам года (не более 7% от размера заработной платы), величина которого не подтверждена объективными расчетами. Данная норма необоснованно ориентирует органы управления всех уровней и руководителей учреждений не на обеспечение объективного контроля за исполнением «дорожных карт», а на возможность фактической корректировки в сторону уменьшения установленных ранее контрольных показателей.
   Совет Ассоциации не может согласиться с    предлагаемыми   мерами по дальнейшему структурному реформированию социальной сферы, дальнейшей оптимизации (сокращению) сети и численности работающих.
Так, в сфере образования  уже предпринятые ранее меры в данном направлении, при существующем дефиците кадров специалистов, привели к проблемам объективно необусловленной интенсификации их труда.

                                                      Актуальные требования
                                           Общероссийского Профсоюза образования

1. Обеспечить безусловное выполнение Указов Президента Российской Федерации в части повышения заработной платы отдельных категорий работников бюджетного сектора, не допуская искусственного занижения целевых показателей по заработной плате и махинаций с методиками подсчёта средней заработной платы.
2. Обеспечить индексацию заработной платы всех работников государственных и муниципальных образовательных организаций в 2015 и 2016 годах в соответствии с реальным уровнем инфляции.
3. Обеспечить сохранение уровня трудовых прав, социальных гарантий и компенсаций, установленных законодательством для педагогических работников, в том числе сохранение уровня компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения педагогических работников в сельской местности.
4. Обеспечить повышение доли гарантированной части оплаты труда в структуре заработной платы педагогических работников не менее чем до 60 %. Установить базовые ставки заработной платы (базовые оклады) работников бюджетной сферы по профессиональным квалификационным группам в 2015 году.
5. Довести минимальный размер оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения в срок до 2017 года.
6. Сохранить действующий механизм индексации пенсий, пособий, социальных выплат - по реальной инфляции.
7. Сохранить накопительный элемент в государственном обязательном пенсионном страховании, сохранить действующий пенсионный возраст.


Назад к списку
Поиск:

Адрес: 670001, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 49

Тел:(3012)21-38-05, Факс: (3012)21-17-16, E-mail: ooprb@yandex.ru