ФНПР: ПОЧАСОВАЯ ОПЛАТА ТРУДА НЕ ПОМОЖЕТ В БОРЬБЕ С ТЕНЕВОЙ ЗАНЯТОСТЬЮ.
06 июня 2025
По данным Росстата, на конец III квартала 2024 года уровень теневой занятости в стране составил 15,8 млн человек или 21,3% от общего числа занятых. Такие цифры привел глава Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Анатолий Артамонов 4 июня, выступая на совещании «Трансформация трудовых отношений в условиях цифровизации: преодоление теневой занятости и восстановление социально-трудовых гарантий и фискальной устойчивости бюджетной системы Российской Федерации». Ущерб российскому бюджету от теневой занятости, добавил сенатор, прогнозируется по итогам текущего года на уровне 11,4 трлн рублей. В качестве меры борьбы с «серыми» зарплатами Анатолий Артамонов предложил «от системы оплаты труда, привязанной к минимальному размеру оплаты труда, перейти к почасовой оплате. - Что касается предложения бороться с «серыми» зарплатами путем введения почасовой оплаты труда, то оно сопряжено с некоторыми рисками, - отметил секретарь ФНПР Олег Соколов. – Мы считаем, что просто вводить почасовую оплату труда без существенного увеличения ее нижнего предела нет никакого смысла. Фактически работодатель будет оплачивать только тот труд, когда у его работника есть загрузка, и не будет платить ни время простоя по вине работодателя, ни другие какие-то перерывы. Поэтому пока те предложения, которые звучали [на совещании в СФ], на наш взгляд, проблемы теневой занятости не решают. Если почасовая оплата будет установлена на таком уровне, что в результате при отработке существенно вырастет месячная заработная плата минимальная, тогда еще есть смысл подумать. Но таких предложений нет, и тем более их нет по бюджетному сектору. В свою очередь, в ФНПР предлагают свои пути борьбы с серыми зарплатами и нелегальной занятостью. Среди них – восстановить в полном объеме контрольные функции Роструда, который сейчас не может «полноценно вести проверки» и признавать отношения между работником и работодателем именно трудовыми. Еще одна необходимая мера – ввести обязательное социальное страхование в сфере платформенной занятости.