Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
В результате значительного роста инфляции, превысившей все прогнозные значения, произошло существенное снижение заработной платы наемных работников и реальных доходов населения. Кроме того, в текущем году вследствие введения платы за капитальный ремонт в многоквартирных домах, взимания налога на недвижимость по кадастровой стоимости, повышения стоимости ОСАГО увеличились обязательные платежи и налоговая нагрузка на граждан.
При этом ряд принимаемых Правительством Российской Федерации решений ведут к дальнейшему падению уровня жизни населения.
Так, при корректировке федерального бюджета на 2015 год Правительством Российской Федерации приняты решения об уменьшении бюджетных ассигнований на отрасли социальной сферы, в том числе, отмена с 1 октября 2015 года индексации заработной платы работников бюджетной сферы (планировалось 5,5% при фактической инфляции в годовом исчислении 15,3%). Приостановлено выполнение указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. №597, от 1 июня 2012 г. №761 и от 28 декабря 2012 г. №1688 (далее – указы Президента Российской Федерации) в части повышения оплаты труда работников бюджетной сферы.
Согласно основным направлениям бюджетной политики на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов в нарушение действующего законодательства предполагается индексация пенсий, социальных выплат, пособий ниже фактической инфляции; предусматривается изменение методики оценки выполнения указов Президента РФ и занижение ранее установленных целевых ориентиров в части повышения к 2018 году средней заработной платы отдельных категорий работников бюджетной сферы; снижаются объемы дотаций бюджетам субъектов Российской Федерации на софинансирование реализации положений указов Президента Российской Федерации.
При этом обращаем Ваше внимание, что проект основных направлений бюджетной политики и основных характеристик федерального бюджета на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов был рассмотрен Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений (далее – РТК) 24 июля 2015 года после его одобрения Правительством Российской Федерации (в нарушение статьи 35.1 Трудового кодекса РФ и пункта 1.5 действующего Генерального соглашения) и без участия в заседании РТК основного докладчика от Министерства финансов Российской Федерации.
Продолжающаяся «оптимизация» учреждений бюджетной сферы, хотя и ведет к повышению заработной платы бюджетников, но за счет увеличения нагрузки на оставшихся после сокращения работников.
В то же время Правительством Российской Федерации не принимаются меры, обеспечивающие сохранение доходов трудоспособного населения.
В частности, не реализуется норма Трудового кодекса Российской Федерации по установлению минимального размера оплаты труда (далее – МРОТ) на уровне не ниже прожиточного минимума трудоспособного населения.
В настоящее время МРОТ составляет 55% от величины прожиточного минимума трудоспособного населения. Предлагаемое в основных направлениях бюджетной политики повышение МРОТ с 1 октября 2016 года лишь на 7% приведет к ухудшению этого соотношения.
Под угрозой срыва находится выполнение Программы поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012-2018 годы, в части установления в 2015 году базовых окладов по профессиональным квалификационным группам работников бюджетной сферы.
Несмотря на неоднократные предложения ФНПР, размеры пособий по безработице не индексируются с 2009 года, и даже максимальный размер пособия по безработице более чем в 2 раза ниже прожиточного минимума трудоспособного населения.
По мнению российских профсоюзов, увеличение покупательной способности населения послужит стимулом для роста производства товаров и услуг первой необходимости внутри страны, основой для роста сбережений и инвестиций, создания прочной базы для развития отечественного производства.
С этой целью ФНПР предлагает Правительству Российской Федерации:
довести минимальный размер оплаты труда до величины прожиточного минимума трудоспособного населения в срок до 2017 года;
сохранить действующий механизм индексации пенсий, пособий, социальных выплат;
обеспечить безусловное выполнение указов Президента Российской Федерации в части повышения заработной платы отдельных категорий работников бюджетного сектора, не допуская искусственного занижения целевых показателей по заработной плате;
увеличить дотации федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на частичную компенсацию дополнительных расходов на повышение оплаты труда работников бюджетной сферы;
пересмотреть размеры пособий по безработице;
приостановить взимание налога на недвижимость физических лиц на основе её кадастровой оценки до утверждения единой и обязательной методики определения кадастровой стоимости и до стабилизации экономической ситуации в стране;
ускорить работу по установлению базовых окладов работников бюджетной сферы по профессиональным квалификационным группам в 2015 году.
Предлагаемые меры позволят снизить социальную напряженность и стабилизировать общественно-политическую ситуацию в стране.
Председатель ФНПР М.В.Шмаков
Председателю Правительства
Российской Федерации
Д.А.Медведеву
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Предложения финансового блока по формированию бюджетов государственных социальных внебюджетных фондов, изложенные в основных направлениях бюджетной политики, Федерация Независимых Профсоюзов России рассматривает как очередную попытку решить проблемы неэффективности экономики за счет понижения уровня социальной защиты работников путем изменения действующих норм и порядка обеспечения пособиями по обязательному социальному страхованию.
Игнорируя ранее достигнутые договоренности и экспертные оценки, вновь поднимается вопрос повышения пенсионного возраста. Несмотря на многократное обсуждение, эта проблема рассматривается без учета состояния системы здравоохранения, демографической ситуации и возможности трудоустройства старшего поколения.
Решение вопроса выплат пенсий работающим пенсионерам или введение соплатежей в системе обязательного социального страхования невозможно без изменения политики заработной платы и расширения программы государственных гарантий оказания бесплатной медицинской помощи.
Реформирование системы досрочных пенсий требует решения комплекса вопросов связанных с организацией трудового процесса, внедрением новой техники и технологий, улучшением охраны труда и профилактическими мероприятиями. В 2014 году техническими инспекторами труда профсоюзов выявлено 2,8 тысячи нарушений проведения специальной оценки условий труда. Проверками были охвачены примерно тысяча предприятий в 46 субъектах Российской Федерации.
В условиях роста цен и удорожания жизни неприемлемыми являются предложения по частичной индексации пенсий и очередном изменении порядка назначения пособий по временной нетрудоспособности, следствием чего станет снижение уровня страхового обеспечения работников.
К числу факторов дестабилизации системы обязательного социального страхования и уровня социальной защиты следует отнести возвращение в государственное обязательное пенсионное страхование накопительного компонента. В условиях дефицита финансов из текущего пенсионирования отвлекается и передается в негосударственные пенсионные фонды более 1 трлн. рублей, что влияет на размеры выплачиваемых пенсий в солидарной системе, которые могли бы быть выше на 25-30%.
Федерация Независимых Профсоюзов России считает необходимым констатировать, что предлагаемые новации крайне негативно воспринимаются в трудовых коллективах, и предлагает Правительству Российской Федерации не принимать ухудшающих социальную защищенность работающих решений, учитывая, как низкий уровень страхового обеспечения практически по всем видам социального страхования, так и низкий уровень заработной платы большинства работников.
Председатель ФНПР М.В.Шмаков