Россияне стали втрое чаще направлять жалобы в трудовую инспекцию. Об этом свидетельствует статистика онлайн-обращений с начала режима нерабочих дней по 20 мая в этом году — в сравнении с тем же периодом 2019-го. Самые частые жалобы связаны с увольнениями и выплатой зарплат. Многие организации столкнулись с падением доходов вплоть до нуля, и сложности с оплатой труда ожидаемы и вряд ли закончатся в ближайшее время.
Помогите, увольняют
С 30 марта по 20 мая (к 16:30 мск) россияне подали в трудовую инспекцию 20,2 тыс. жалоб. Это в три с лишним раза больше, чем в те же даты 2019 года, когда в Роструд поступило 6,4 тыс. обращений. Информация ведомства, касается только жалоб в онлайн-формате.
Чаще всего россияне обращались по поводу увольнений — к этой теме относится 28% жалоб в трудовую инспекцию. В категорию входят такие нарушения, как незаконные увольнения, невыплата расчета, если работодатель не выдал трудовую книжку.
На втором месте по популярности жалобы насчет зарплат — четверть от всех обращений (26%). Речь о задержках, удержаниях из заработка, окладах ниже МРОТ. В тройку также вошли вопросы насчет коронавируса и связанных с пандемией проблем — 22% жалоб. К этой категории в Роструде относят темы больничных листов, отпусков, отстранения от работы, простоя организаций, регистрации на бирже труда и другие.
Значительная доля обращений в Роструд связана с прочими вопросами — 13%. Также в инспекцию поступило небольшое количество жалоб насчет изменения условий труда (3%), по поводу ответственности работодателя (2%), приема на работу, рабочего времени (везде по 1%) и т.д.
В 2019 году с 30 марта по 20 мая большинство обращений также касались увольнений (33%) и зарплат (29%), большая доля относилась к категории «прочее» (21%).
В пресс-службе Роструда отметили, что сайт онлайнинспекция.рф — один из каналов обращения в ведомство. До пандемии большинство обращений поступали по почте и лично, сказали там. Теперь же основной канал связи — портал и телефонная горячая линия. Сейчас обращения поступают как от работников, так и от работодателей, сказали в пресс-службе Роструда. Рост числа сообщений связан с вопросами регулирования трудовых отношений в нерабочие дни, сообщили в ведомстве. Из общей массы поступивших обращений и звонков более 90% носят консультационный характер, добавили там. Чаще всего граждане интересовались порядком оплаты труда, оформлением трудовых отношений, изменением графика отпусков в связи с нерабочими днями, порядком оформления удаленной работы и вопросами охраны труда, а также режима труда и отдыха при удаленной работе, уточнили в пресс-службе Роструда. Там добавили, что если специалисты ведомства усматривают в обращении факты нарушений со стороны работодателей, то применяются меры инспекторского реагирования. Таких обращений около 7%.
Режим нерабочих дней в России сначала был введен на неделю с 30 марта, затем продлен до конца апреля, а потом — до 6–8 мая. После президент Владимир Путин объявил, что решение о дальнейшем сохранении режима или отмене ограничений будут принимать региональные власти. Они делают это, ориентируясь на рекомендации Роспотребнадзора. Работодатели обязаны продолжать платить своим сотрудникам зарплату в течение всего периода нерабочих дней, причем в полном объеме. По возможности организации могут продолжать функционировать дистанционно, предложив сотрудникам работать из дома.
Кризис с отложенным эффектом
Можно было бы предположить, что рост количества обращений отчасти связан с популяризацией формата онлайн-жалоб. Однако, скорее всего, это всё же следствие нарушений трудовых прав, полагает проректор Финансового университета при правительстве РФ Александр Сафонов. Помимо общих сложностей с выплатой зарплат, в стране возникла проблема с доплатами медикам. Часть компаний переводят сотрудников в административные (неоплачиваемые) отпуска, где-то люди недовольны режимом рабочего времени — всё это и отразилось в статистике трудовой инспекции, уверен специалист.
Рост количества жалоб в связи с сокращениями зарплат и увольнениями достаточно ожидаем, отметил профессор кафедры труда и социальной политики Института государственной службы и управления РАНХиГС Александр Щербаков. Режим самоизоляции наложил табу на многие рабочие процессы, покупки, продажи, деловое общение. Предприятия не смогли быстро сориентироваться, как поступить, чтобы не потерять свои доходы. Из-за этого, возможно, и началась волна увольнений части персонала с целью сокращения издержек, предполагает эксперт. Вероятно, зарегистрированные жалобы не полностью отражают весь накал социальных противостояний, который гораздо острее, ведь далеко не все обращаются в трудовую инспекцию, считает Александр Щербаков. Кроме того, авторитет ведомства в нашей стране не так уж высок, добавил он.
Даже если абсолютное число жалоб сейчас относительно невелико (20 тыс., а в стране более 70 млн работников), кризисные явления в экономике, как правило, имеют большой «отложенный эффект», отметил доцент кафедры гражданско-правовых дисциплин РЭУ им. Г.В. Плеханова Руслан Аллалыев. У большинства граждан сейчас не осталось накоплений, и, вернувшись к обычному режиму жизни, они уже не смогут поддерживать докризисный уровень спроса на товары и услуги. Соответственно, бизнес станет зарабатывать меньше и вновь столкнется с проблемой сокращения расходов в том числе на персонал, объяснил Руслан Аллалыев.
Наиболее распространенные проблемы в отношениях работник–работодатель сейчас — навязывание увольнений «по собственному желанию» или по соглашению сторон, временные переводы, сокращение рабочего времени (а с ним и зарплаты), рассказал адвокат Александр Иноядов. Специалист рекомендует сотрудникам сохранять все документы, в том числе расчетные листы, бумаги, изменяющие режим работы. Если человека незаконно уволили, важно быстро обратиться в суд, указал Александр Иноядов. Срок исковой давности по таким делам составляет всего лишь один месяц со дня вручения трудовой книжки или приказа об увольнении.
Адрес: 670001, Республика Бурятия, г. Улан-Удэ, ул. Коммунистическая, 49
Тел:(3012)21-38-05, Факс: (3012)21-17-16, E-mail: ooprb@yandex.ru